Развитие розничной торговли в регионах и городах численностью менее 1 млн. человек сталкивается с целым рядом проблем. Так несмотря на то, что в столице Республики Карелия — Петрозаводске — представлено много федеральных сетей, девелоперы и аналитики сходятся во мнении, что в городе наблюдается дефицит как подходящих торговых площадей, так и площадок под стоительство новых ТЦ. Местные предприниматели,  развивающие франчайзинговые проекты, также лишены возможности выбора качественных площадей.

По данным Управления торговли, общественного питания и бытового обслуживания Петрозаводского городского округа, на 1 июля 2010 г. в Петрозаводске работают 42 федеральные сети, объединяющие 122 магазина, в числе которых «Магнит», «Лента», «7Я семья», магазины обуви Zenden и Ralf Ringer, «Евросеть», «Рив Гош» и другие. Из них шесть — продовольственные  (43 магазина) и 36 — непродовольственные (79 магазинаов). В городе также работает 156 местных сетей, которые представлены 544 магазинами. Среди них: гипермаркет «Сигма», магазины «Ленторг», «Лотос-Центр», «Летбытхим», «Горизонт», «Новое зрение», ТД «Московский», строительная база «ЦСК» и другие.  Из них 33 — продовольственные (198 магазинов) и 66 — непродовольственные (468 магазинов).

Торговые объекты в Петрозаводске работают на площадях от 50 до 500 кв.м. В городе насчитывается 13 торговых центров и четыре гипермаркета. «В основном арендаторами всех городских ТЦ выступают частные предприниматели», — рассказала Retailer.RU Надежда Курбатова, заместитель начальника Управления торговли, общественного питания и бытового обслуживания Петрозаводского городского округа.

По данным компании «Макси Девелопмент», занимающейся в настоящее время возведением торгового комплекса в Петрозаводске, торговые центры, представленные сегодня в столице Карелии, незначительны по площади и могут быть отнесены к локальным или районным объектам. При этом большинство предприятий торговли — это результат деятельности местных предпринимателей, которые по франчайзингу или по личной инициативе открывали магазины, предприятия сферы услуг, общепита.

«На сегодняшний день рынок торговой недвижимости Петрозаводска развит недостаточно. Преобладает стрит-ритейл и рыночная торговля. В городе есть несколько торговых центров малого формата, появившихся, преимущественно, как результат реконструкции старых зданий», — говорит  Эдуард Тишко, коммерческий директор «Макси Девелопмент».

По словам Эдуарда Тишко, предложений по площадкам в городе для строительства торговых, торгово-развлекательных центров немного. Основное предложение связано с окружным шоссе. Однако девелопер «Макси-девелопмент» приобрел площадку под строительство ТРЦ в самом центре Петрозаводска. Планы по строительству крупного торгового объекта на этом месте — пересечение проспекта Ленина, ул. Дзержинского и ул. Андропова — у города были давно.

«Мы покупали проект, который сейчас осталось доработать, пройти требуемый порядок согласований и перейти к реализации. По нашим ожиданиям, ввод этого ТРК должен способствовать приходу в регион крупных федеральных розничных игроков», — отметил Эдуард Тишко. Общая площадь ТРЦ составит 53 500 кв.м. Срок ввода — 2011 г.

Перспективным местом для развития ритейла считает столицу Карелии Анастасия Балмочных, директор департамента коммерческой недвижимости London Consulting & Management Company | LCMC.

«Петрозаводск с его обеспеченным населением абсолютно ненасыщен качественной торговой недвижимостью. Конечно, городом интересуются федеральные сети, но на данный момент им просто некуда выходить: действующие качественные торговые комплексы в Петрозаводске отсутствуют, — говорит Анастасия Балмочных. — Причем в среднесрочной перспективе заявлено о реализации небольшого числа проектов, включающих торговую функцию. Один из них — многофункциональный комплекс на месте Онежского тракторного завода, который реализует «Охта Групп». Участок находится в историческом центре города, поэтому торговые площади в нем будут востребованы арендаторами».

Илья Шуравин, партнер S. A. Ricci in association with King Sturge, отмечает, что насегодняшний день интерес федеральных розничных операторов повернут в сторону городов с населением от 400-500 000 человек. «В городах с меньшим количеством населения ритейл развиваются преимущественно по франшизе, либо за счет местных индивидуальных предпринимателей», — добавляет он.

Работающие на данный момент в Петрозаводске федеральные игроки, такие как гипермаркеты «Лента» и обувные магазины Zenden и Ralf Ringer считают город перспективным для развития, но открывать новые торговые объекты в Карелии не спешат.

Ralf Ringer присутствует в трех городах Карелии. Ритейлер имеет по одному магазину в Петрозаводске, Костомукше и Сегеже. По словам Владимира Агеева, директора по продажам Ralf Ringer, в компании прогнозируют значительный рост продаж обуви Ralf Ringer в этом регионе.

«Карельский регион исторически тесно связан и непрерывно на бытовом уровне контактирует с Финляндией, вкусовые пристрастия жителей которой весьма консервативны. Учитывая тот факт, что компания Ralf Ringer выпускает комфортную повседневную обувь, думаю, что именно поэтому карелы ценят ее практичность и показатели продаж достаточно стабильны», — отметил Владимир Агеев.

Обувные магазины Zenden в Карелии не отличаются от магазинов сети в других регионах. По словам представителей компании, магазин функционирует без особых всплесков продаж. Удорожания суммы среднего чека в петрозаводских Zenden   по сравнению с магазинами в других городах, не наблюдается. В ближайшее время новых открытий в Карелии в компании Zenden не планируют.

Отдельно стоит отметить выход в Петрозаводск сети гипермаркетов «Лента» три года назад. На сегодняшний день карельский магазин стал одним из лучших во всей сети  по обороту и количеству клиентов.

За 2009 г. по сравнению с 2008 г. количество покупателей выросло на 20%. Средний чек за этот период вырос на 13,5%. Как отметили в пресс-службе сети «Лента», ежегодно увеличивающийся оборот магазина в Петрозаводске уступает только комплексу в Тюмени и некоторым гипермаркетам в Санкт-Петербурге.

«Если говорить о трудностях, то существует сложность привлечения местных производителей к совместной работе. К сожалению, не все локальные производители в настоящее время готовы работать по современным стандартам и технологиям, — рассказали в пресс-службе «Ленты». — От соблюдения стандартов зависит не только  качество продукта, его наличие на полке, но и расходы на его транспортировку и выкладку, что напрямую влияет на цену товара. Мы придерживаемся такой политики и в Петрозаводске, где рассматриваем все предложения, которые к нам поступают от местных производителей, ищем взаимовыгодные формы сотрудничества и пути развития».
До конца 2011 г. компания «Лента» не планирует открытие новых объектов в Карелии.

Информационное агентство INFOline, институт маркетинговых исследований «ГфК-Русь», консалтинговые компании Astera, Penny Lane Realty и Jones Lang LaSalle не занимаются исследованием региона республика Карелия и ее столицы Петрозаводск и не смогли предоставить комментарии для данного материала Retailer.RU.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments