Желающих сделать бизнес на доставке скоропортящихся грузов в Россию почти нет. Это объясняется высокими рисками. нужно строго соблюдать температурные режимы, а Ошибка может влететь в копеечку. Именно здесь некоторые логисты видят перспективы роста: если ниша пустует, в ней нужно делать бизнес.

Большинство цветов и растений, представленных на российском рынке, родом из стран Латинской Америки. В Россию они попадают через Голландию. "Сейчас весь груз отправляют из Эквадора (Кито) и Колумбии (Богота) авиатранспортом в Амстердам, где проводят прикулинг, подготавливают документы и фурами доставляют в Москву, Новосибирск и Екатеринбург,— объясняет Александр Мазилин, директор департамента авиаперевозок STS Logistics.— С момента среза цветка до его приезда в Москву проходит семь-восемь дней". В течение этого срока товар может испортиться, поэтому нужно строго выполнять условия перевозки и соблюдать температурный режим.

Длительную транспортировку растений должны обеспечивать специалисты. Например, срезанным цветам перед долгой дорогой делают прикулинг — обработку холодным воздухом, которая продлевает их биологическую программу. Растения в горшках могут какое-то время обходиться без полива и ухода, но в длительных путешествиях им все равно нужна будет помощь. "Перед перевозкой живых растений в регионы специальным автомобилем наши биологи проводят особую работу для того, чтобы растения выдержали весь путь следования",— говорит Юлия Борискина, исполнительный директор компании "Флориста", предоставляющей услуги по озеленению общественных интерьеров. Кроме того, декоративная флора включена в перечень подкарантинной продукции, подлежащей фитосанитарному контролю на таможенной границе. Это влечет определенные риски и сложности для импортеров.

"Необходима собственная маршрутизация, дополнительный штат персонала, как следствие, это способствует увеличению затрат",— отмечает Адиль Сулейманов, первый заместитель генерального директора, директор по развитию компании Pony Express. По его словам, результат не всегда может быть финансово оправдан, так как большой объем цветов зависит от сезонного фактора. Во все остальное время доставки, как правило, единичны.

Рынок без календаря

Впрочем, представители цветочной индустрии считают, что мнение о сезонности сильно преувеличено. По словам гендиректора компании "Цветочные сказки" Ирины Сильвоник, оно работает в сегменте массовой продажи цветов, где на праздники — 14 февраля и 8 Марта — приходится около 20% выручки. В то время как флористы и фитодизайнеры извлекают прибыль из премиального и корпоративного сегментов.

Можно предположить, что на это и делают ставку в STS Logistics. По подсчетам компании, ее клиенту в Москве необходимо 80 тонн груза два раза в неделю. Для этого логисты планируют наладить прямую линию доставки цветов из США в Россию. "Забор цветов будет осуществляться в Майами и прямым рейсом уходить во Внуково,— рассказывает Александр Мазилин.— На сегодняшний день Внуково — наиболее заинтересованный в этом проекте аэропорт". По словам Мазилина, в ходе переговоров обсуждалась даже реконструкция склада в аэропорту, чтобы проводить прикулинг. Предварительная схема поставок предполагает, что 40% цветов пойдут в Москву и 60% по России. Таким образом, срок доставки сократится до двух-трех дней.

Специалисты STS Logistics считают, что опыт компании в авиаперевозках и таможенном оформлении поможет избежать ошибок. Но при этом видят для себя сложность в работе с контрагентами. "Всегда нужно учитывать ментальность поставщика,— уверен Александр Мазилин.— Необходимо открывать офис в стране поставщика или подписать агентский договор с компанией, которая сможет отслеживать в этой стране все бизнес-процессы".

На другом конце провода

Когда речь идет о доставке цветов конечному потребителю, профессионалы хмурят брови. "Мы возьмемся за заказ, если он исходит от нашего клиента, который работает с нами по основным услугам экспресс-доставки или в рамках обслуживания интернет-магазина",— говорит Адиль Сулейманов. Специалисты по экспресс-доставке признают, что их технологии позволяют в сжатые сроки осуществить доставку букета, но услуга нерентабельна для исполнителя. "Стоимость услуги по перевозке несоизмерима со стоимостью букета",— отмечает начальник отдела маркетинга "ЕМС Гарантпост" Ольга Винник.

Вопрос доверия

Представители цветочной индустрии обращаются к проверенным транспортным компаниям по случаю, а в остальное время обходятся курьерскими службами и находят в этом дополнительные точки роста для бизнеса. Например, "Цветочные сказки" превращает своих клиентов в агентов продаж. Курьеров в компании мало, зато они позволяют снимать сливки в премиальном сегменте, где клиенты покупают не просто сервис, а комплекс услуг и приходят в компанию по рекомендации.

"Когда мы только запускали бизнес, то делали тестовые заказы в магазинах конкурентов, — вспоминает Ирина Сильвоник.— Часто к нам приезжала красивая брэндированная машина, из нее выходил безликий человек, который даже не хотел представляться. Он отпускал товар, получал деньги и документы и был таков. Конечно, ему неинтересна дополнительная продажа. Лучшее, что приходилось слышать: "Звоните в офис"".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments