Концерн "Калашников" подал заявку на регистрацию трехмерных изображений автоматов АК-47, АК-74 и АКМ в качестве товарных знаков. Примерно через полтора года производители игрушек, копирующих знаменитое оружие, должны будут получать у концерна лицензию для их ввоза в Россию.
В заявках (есть у "Известий") поясняется, что трехмерный образ автомата "обладает различительной способностью в силу его широкой известности", а также "ассоциируется с заявителем исторически, поскольку производство автоматов Калашникова с самого начала и по сей день локализовано в городе Ижевске на предприятиях, на базе которых создано ОАО "Концерн "Калашников".
Как сообщил "Известиям" представитель концерна, документы на регистрацию были поданы в 21 категории товаров (всего в Международной классификации товаров и услуг 45 категорий). Собеседник пояснил, что регистрация именно трехмерного образа принципиальна — патентование любого "плоского" изображения можно обойти, сменив ракурс.
— Перед концерном "Калашников" стоит задача продвигать бренд, в том числе и автомата. Мы защищаем свою продукцию, — рассказал представитель ОАО.
В случае одобрения заявки без ведома "Калашникова" образ автоматов нельзя будет использовать при производстве множества товаров — в частности, дезодорантов, топлива, ножей и бритв, компьютерных программ, боеприпасов и огнестрельного оружия, ювелирных изделий, кожаных изделий, мебели, покрывал, застежек, игрушек, спортивного снаряжения и автоматов для видеоигр, табака и курительных принадлежностей.
Исполнительный директор некоммерческого партнерства "РусБренд" Алексей Поповичев отметил, что концерн может не иметь планов выхода на рынок со всеми этими товарами. Эксперт считает, что главная цель заявок — пресечь несогласованное использование узнаваемого образа сторонними предпринимателями.
Президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина рассказала, что большинство детского оружия, в том числе и в виде автомата Калашникова, производится за рубежом, поэтому внутрироссийский запрет не коснется выпуска такой продукции. Однако такие игрушки не пропустит таможня.
— На рынке игрушек присутствуют все виды вооружения — от космических бластеров до известных автоматов. Такие товары в основном делают в Азии, примерно 65% всех игрушек. В случае регистрации товарного знака дистрибутор и производитель должны будут получить лицензию правообладателя для их ввоза в Россию. Товарный знак внесут в реестр интеллектуальной собственности таможенной службы, и она будет пресекать нелицензионный ввоз таких изделий, — пояснила Цицулина.
По словам гендиректора Coruna Branding Group Сергея Кима, товары, использующие образ автомата, также распространены на рынке алкоголя. При этом "Калашников" не включил в заявку класс 33 МКТУ — алкогольные напитки.
Патентный поверенный юридической фирмы "Городисский и партнеры" Валерий Медведев подчеркнул, что регистрация товарного знака — один из самых эффективных способов защитить права на известный образ.
— С "калашниковым" история давняя — изделие пользуется популярностью, и защита нужна не на год-два, а на полвека и больше. Ни один патент такого не обеспечит, даже промышленный образец регистрируется на 25 лет, а товарный знак можно продлять бесконечно, — напомнил Медведев.
Он также подтвердил, что чаще всего крупные компании защищаются по всем возможным направлениям.
— Бывает, что патенты регистрируют по всем классам МКТУ — это нормальная стратегия производителя. Вопрос в том, как дальше это будет использоваться, через пару лет могут и урезать количество классов, — сказал собеседник.
Валерий Медведев также добавил, что рассмотрение заявки займет от 14 до 16 месяцев — до окончания процедуры использовать образ автомата Калашникова в России можно будет без согласования с концерном.
В концерне отметили, что возможность регистрации товарного знака за рубежом не исключается, однако о конкретных планах, как и о возможной регистрации другой продукции "Калашникова", говорить пока преждевременно. Также представители ОАО отметили, что ущерб из-за использованием образа без согласования с производителями крайне сложно оценить из-за его широкой распространенности. После регистрации товарного знака в России концерн начнет мониторинг использования образа по всему миру.