Рынок специалистов с МВА в кризис оказался более инертным по сравнению с рынком труда в целом, обнаружили исследователи HeadHunter, проанализировав более 100 000 вакансий и 50 000 резюме за 2008, 2009, 2010 гг. Количество вакансий с МВА сокращалось медленнее остального рынка и восстанавливается заметно слабее. К таким выводам специалисты hh.ru пришли после анализа данных опроса более 500 работодателей из большинства отраслей российской экономики. Среди респондентов были представители как небольших (до 10 человек), так и крупных (свыше 500) компаний. 74% из них работают в Центральном регионе России. Параллельно опросу исследователи проанализировали также вакансии, опубликованные на hh.ru, в объявлениях о которых упоминается MBA. На сегодня лишь для 5% вакансий топ-менеджеров на hh.ru требуется диплом MBA, а 17% кандидатов на высшие руководящие посты не имеют его вовсе.
«Сегодня бывшие студенты MBA нанимают нынешних, поэтому отношение прагматичное и конструктивное, — считает обладатель дипломов московского “Мирбиса” и IMD в Лозанне Михаил Жуков, генеральный директор компании HeadHunter. — Еще лет пять назад я сталкивался с чем-то “критически-психическим”, т. е. люди, построившие бизнес с девятью классами за плечами, банально не понимали, зачем нужен этот диплом».
Кому они нужны
Чаще диплом MBA ценят крупные компании — 77% всех вакансий с MBA приходится на компании, где трудится более 100 человек, утверждают аналитики HeadHunter. «Это порог, когда в компаниях начинается управленческий бардак. Соответственно, возникает потребность в людях, способных эффективно управлять таким штатом», — говорит Жуков.
По данным исследования, чаще всего специалисты с MBA востребованы в сфере продаж, бухгалтерии, финансах и маркетинге. А вот на привлекательность кандидата, с точки зрения работодателя, диплом влияет противоречиво. Кандидаты с западным дипломом МВА лидируют по показателю «избегаем таких соискателей», а с российским дипломом — в категории «никак не влияет». Позитивнее всего собственники оценивают дополнительное бизнес-образование, не ведущее к получению формальной степени.
Кризис отрезвил многих российских работодателей, говорит Борис Артюшин, старший партнер рекрутинговой компании Go-Getter: если до середины 2008 г. был спрос на людей, говорящих на одном языке с западными инвесторами, то теперь он заметно снизился. Работодатели оценивают менеджеров за результаты, а не за качество диплома, уверен он. За исключением очень узких областей — например, в области финансов, где и образование требуется более специализированное.
«В вакансиях линейных специалистов и менеджеров среднего звена дипломы MBA не требуются в принципе, а в вакансиях финдиректоров — лишь в 15-20% случаев, хотя 30% кандидатов на эту должность подобные дипломы имеют», — говорит Ольга Иванова, менеджер департамента финансового рекрутмента Antal. Иванова отмечает, что чаще работодатели требуют наличие другого образования для топ-позиций: диплом по Международной финансовой отчетности стандарта ACCA (Association of Chartered Certified Accountants) — в 70% случаев, реже — CPA (американский аналог ACCA) и CFA.
Ценнее диплома
В России опыт ценится выше любых дипломов, говорит Игорь Климов, гендиректор рекрутинговой компании Acuris. Обучение по программе MBA помогает структурировать мозги и показывает, что человек готов инвестировать время и деньги в собственный карьерный и личный рост. По опыту Климова выпускники не получают значительных преимуществ в момент найма, но проявляют себя быстрее и достигают большего. У западного бизнес-образования есть и еще один плюс — оно расширяет горизонты и открывает многие двери, говорит он.
С тем, что краткосрочное бизнес-образование во многих случаях оказывается более полезным, Климов согласен. Оно хорошо для тех, кто уже продвинулся по карьере в одной из функциональных областей, например до коммерческого директора. Следующий шаг — общий менеджмент, а значит, нужны знания из областей, в которых менеджер пока не работал и чувствует себя неуверенно, например в финансах, отмечает он.
«Я бы не сказал, что человек, получивший МВА, должен иметь “ценник” выше, — рассуждает Владислав Пархомов, заместитель гендиректора ИХ “Финам”. — Сейчас бизнес-образование, как правило, получают в одном случае — чтобы иметь корочку с целью подороже себя продать, во-втором — когда состоявшиеся предприниматели пытаются восполнить пробелы задним числом». Практического смысла как в западном, так и в российском МВА немного, полагает Пархомов: «С одной стороны, российские вузы далеки от реалий рынка и качество их образования, особенно в высокотехнологичных и высококонкурентных областях, сомнительно. С другой — западный подход ведения бизнеса не всегда оправдан в России и часто выпускник западного MBA испытывает проблемы с адаптацией в российской компании».