Автоматизация торговли и бесконтактные платежи стали реальностью, электронная коммерция отбирает у офлайна все больше и больше покупателей, продвижение в интернете стало не менее важным, чем реклама в СМИ. Ритейл меняется с поразительной скоростью. Рассказываем, какие же инновации станут знаковыми для розницы в 2018 году.
Голосовые технологии
Сегодня как-то позабылось, что первые удачные опыты по распознаванию речи были проведены еще в середине 20 века. Все-таки очень долго подобные программы не рассматривались в практической плоскости. И вот, буквально несколько лет назад, мир вдруг проснулся и оценил открывшийся потенциал этой технологии. Конечно, во многом благодаря тому, что алгоритмы стали совершеннее. В следующем году именно она может стать главной темой для бизнеса.
Хотя бы потому что она уже полностью готова для внедрения и не стоит баснословных денег, как первые потуги на искусственный интеллект. Уже в 2017 году в мобильном приложении Domino’s Pizza появился голосовой помощник DRU, который позволяет выбрать конкретную пиццу, уточнить ингредиенты, оформить заказ и доставку. Нечто подобное в сотрудничестве с Google собирается запустить Walmart. Активно внедряется эта функция в сервисе Lyft и в компании Staples.
В основном инновацией заинтересовались проекты, которые активно инвестируют в e-commerce. Голосовой помощник все чаще помогает упростить и автоматизировать процесс заказа на сайте или в приложении. Но и забывать об офлайне не стоит. Скоро мы почти наверняка встретим ее в аптечных терминалах, автоматических кассах гипермаркетов и прочих чудесах торговли будущего.
Распознавание лиц
Технология распознавания лиц из той же категории: ее активное использование назрело давно, но некоторое время мешала недостаточная точность алгоритмов. С 2015 года на рынке стали появляться вполне рабочие продукты. В России вообще произошел небольшой прорыв. Сразу несколько стартапов предложило конкурентоспособные программы.
Пока большинство реальных и потенциальных клиентов увлеклись вопросами безопасности и активно используют подобные системы для противодействия мошенникам. Не случайно банки, которые работают с населением, стали пионерами в применении систем распознавания лиц. Но вряд ли на этом стоит останавливаться.
Возможность узнать своего постоянного клиента в тот момент, когда он только входит в магазин – это важный шаг на пути автоматизации и персонификации продаж, о которых сейчас все так любят говорить. Самое интересное произойдет тогда, когда алгоритмы научатся понимать эмоции покупателей. Первые шаги в этом направлении уже делаются.
Дроны в службе доставки
Разговоры об активном внедрении дронов в работу службы доставки ведутся уже несколько лет. Но только в этом году массово появились сообщения о том, что компании уже на финишной прямой в процессе реализации столь интересной идеи. Хотя существует одна важная поправка: скорее всего первые реально работающие образцы появятся для обслуживания сельских и труднодоступных районов.
Например, именно в этом направлении будет использовать дроны Alibaba Group. Собственно, первые доставки уже состоялись в конце октября. Для этих же целей планируется внедрять российскую разработку Skyf. Ожидается, что дрон, который может принять груз в 250 кг, будет осуществлять снабжение регионов Севера. Учитывая российские просторы, состояние дорог и отдаленность небольших городков, применение беспилотников в сельской местности кажется очень перспективным.
Дроны в российских мегаполисах вряд ли появятся. И дело не в технологии. Например, компания Matternet уже запускает целую сеть медицинских роботов-курьеров в Швейцарии, а в Калифорнии уже успели запретить дроны, которые доставляли марихуану. Можно предположить, что сама мысль о жужжащих летающих аппаратах в небе российских городов доведет до обморока правоохранительные органы. Их попросту запретят. Да и обычный курьер на велосипеде пока обходится дешевле.
Магазины-автоматы
Отечественную розницу роботами уже не удивить. В мире первого робота-фармацевта показали публике аж в 1996 году, а в России он появился всего через 10 лет, в 2006 году. Но сейчас все чаще речь идет о создании магазинов, которые могут полностью обходиться без персонала. Первая ласточка появилась еще в 2016 году – Amazon Go (открыт в январе 2018 года). Организован он намного сложнее. Система идентифицирует покупателя уже на входе, сама ведет учет товара, который тот берет с полки, а деньги за него списываются со счета на выходе.
Это не единственный пример такой технологии. Китайцы из Tencent Holdings запустили BingoBox. Это небольшой магазин, где проводится идентификация товаров с помощью RFID-меток, а оплачивается все через смартфон. Используя аналогичные принципы, свой проект Tao Cafe презентовала Alibaba.
Дополнительная реальность
В розничной торговле технологии дополнительной реальности (AR) тоже появились относительно давно. Но все же в 2018 году мир созреет для перехода на новый уровень виртуализации. По крайней мере, системы, которые позволяют посмотреть, как тот или иной товар будет выглядеть в конкретной среде, станут чрезвычайно популярными. Собственно, уже наметились первые заинтересованные в инновации сегменты торговли: fashion и DIY-retail.
Примеров использования такой технологии довольно много. Сервис Houzz предлагает с помощью приложения для смартфона взять любой предмет мебели из каталога и разместить его в ваш интерьер. Похожая функция активно продвигается компаниями Ikea и Amazon. Даже появилась небольшая статистка: по утверждениям того же Houzz, шансы на покупку повышаются в 11 раз. В fashion-индустрии тщательно изучают возможности AR-примерочных. Можно вспомнить раздевалки от Topshop, программу для примерки обуви Converse: THE SAMPLER или виртуальное зеркало Shiseido для визуализации макияжа.
Надо сказать, что большие авансы AR-технологии выдали еще в начале десятилетия, затем ажиотаж немного спал. Но успех Pokemon Go заставил бизнес по-новому взглянуть на ее возможности. Многие задумались об использовании дополнительной реальности в рекламе. В конце концов, того же покемона можно разместить в кафе или магазине, увеличивая тем самым трафик.
Российский ритейл в настоящее время пребывает в шоковом состоянии из-за продолжающегося кризиса, а инновации всегда требуют немаленьких вложений. Но именно упоминаемые в обзоре технологии могут дать ключевые преимущества в борьбе с конкурентами. Так что 2018 год может стать по-настоящему революционным и неожиданным для покупателей.
Подготовил Макс Усачев
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ретейла.