Как выбирать стажировку

Виктория Шафран, директор по продажам рекламного агентства ArrowMedia:

Первое, с чем нужно определиться, прежде чем пойти на стажировку, это насколько интересна человеку выбранная сфера деятельности. Иногда неопытные сотрудники кочуют из компании в компанию, чтобы присмотреться. Но если цель остаться поставлена четко, то рекомендую стажёру ещё до собеседования узнать о компании по максимуму, о её развитии за последние годы, о миссии и целях, чтобы понимать, каким образом можно им соответствовать. С началом практики стоит сразу узнать, что входит в круг обязанностей стажёра и чего категорически нельзя делать.

Также можно попросить у своего куратора составить план задач, которые нужно ежедневно выполнять, чтобы не просиживать без дела и с самого утра работать, получать навыки, знакомиться с инструментами. Я бы рекомендовала узнать у руководителя подразделения общий регламент по курсу стажировки. Это позволит не только составить представления о ежедневной загрузке, но и обрести уверенность в том, что вы получите необходимый опыт. Если ничего из описанного вам не предоставляют и только рандомно подбрасывают мелкие дела, которыми не хочется заниматься штатным сотрудникам, то не стоит тратить время на подобные бесполезные стажировки.


Как себя вести стажёру

Илья Казарин, генеральный директор рекламного агентства "Успешные проекты":

Стажёру стоит понимать, как принимается решение о том, прошёл ли он испытательный срок. Руководитель делает выбор не эмоционально. Будьте уверены, ещё на старте ваш будущий босс составил чек-лист задач, и в финале именно на основе результатов работы сделает выбор. Либо в пользу кандидата, либо нет.

Поэтому хорошо, если задание на испытательный срок прозвучало ясно и чётко. В идеале цели вашей работы должны быть предельно понятными и исполнимыми. Если у молодого специалиста остаются вопросы, их лучше прояснить на старте. Не бойтесь лишний раз переспросить, от этого зависит результат ваших трудов. Вообще важно уметь интересоваться ожиданиями людей. Какие-то должности предполагают исполнительность, какие-то — инициативу. Чтобы искать здоровый баланс, важно понимать ожидания.

В своей практике мне, к сожалению, приходилось сталкиваться с людьми, разочарованными в профессии, именно из-за не самого удачного первого опыта. Нужно не допустить такой ситуации, что ты несколько месяцев стажировался в компании, а в результате получаешь вердикт "мы хотим ещё тебя проверить". Панацея от всех этих историй: чёткое задание на определённый срок, выполнение которого и будет влиять на решение об успешном прохождении стажировки.

Ирина Шарапова, директор по персоналу сети магазинов "Санвэй":

Чтобы стажировка завершилась трудоустройством, в первые два дня стоит познакомиться со всеми сотрудниками отдела, где вы проходите стажировку. У вас обязательно будут вопросы — гораздо проще их задавать, зная, как зовут вон ту полную блондинку или вот этого симпатичного брюнета. Выучите их имена наизусть и сконцентрируйтесь на работе. Не не обсуждайте с коллегами подробности личной жизни: иначе вас запомнят не как старательную и улыбчивую студентку, а как "помнишь, та, которая всё время ругалась со своими мужиками".

Обязательно обменяйтесь телефонами со своим наставником на случай опозданий. Но, конечно, лучше не опаздывать. Если случился непредвиденный форс-мажор — обязательно позвоните своему наставнику и предупредите о задержке.

В процессе стажировки качественно и быстро выполняйте свою работу. Не сидите без дела, если выполнили свой объем работы — уточните, есть ли для вас ещё какие-нибудь задания? Если что-то не получается или вы не знаете, как правильно это сделать, — спрашивайте у своего наставника, у коллег, у руководителя. Если что-то всё ещё не понятно, снова спрашивайте. Люди, проработавшие хотя бы пару лет в любой отрасли, употребляют профессиональный сленг либо сокращения, которые абсолютно ни о чём не говорят стажёру. Уточняйте у наставника, у расположенных к вам коллег, как можно устроиться в компанию. Не молчите как партизан о своём желании продолжить работу.

Соблюдайте традиции в коллективе: если в 10 утра все пьют чай — участвуйте, если дамы надевают юбки ниже колена и летом ходят в колготах, а мужчины в пиджаках и галстуках, не стоит сильно отличаться от всего коллектива — вы ведь хотите здесь остаться? Соблюдайте традиционные чаепития и дресс-код в компании. Заодно поймёте для себя, готовы ли вы к этому изо дня в день либо стоит поискать что-то более неформальное.

После пройденной стажировки переговорите со своим наставником либо со специалистом по подбору, есть ли вакансии, на которые вас готовы рассматривать. Если их пока нет, то попросите разрешения иногда звонить и интересоваться — время идёт, возможно, что-то изменится. Попросите рекомендательное письмо либо характеристику — даже если вас не приняли в компанию мечты, есть другие места, где потребуются рекомендации.


Как относиться к непрофильным поручениям

Андрей Жилин, эксперт по управлению, директор маркетингового агентства M-a-x-i-m:

Стажировка — это момент истины для каждого начинающего специалиста. Основная задача здесь — показать себя. Однако каждый кандидат понимает это по-своему. Некоторые ждут самого главного задания, самого сложного, а когда достаются простые типа сходить получить посылку или купить корм для любимого животного руководителя, делают их неохотно. "Ведь я не для того, чтобы быть на побегушках, учился в институте". Однако опытные руководители и таким образом смотрят на то, как выполняется работа.

Вспомните фильм про карате, в котором герой приходит к мастеру рукопашного боя и просит: "Мастер, научи меня драться". "Хорошо, — говорит мастер, — бери краску, иди крась забор". После покраски забора нужно принести воду, после этого — наколоть дров. В итоге замученный герой приходит и начинает жаловаться: "Почему ты меня не учишь драться? Я работаю на тебя бесплатно, а ты меня не обучаешь!" Оказалось, что движения, которые делал ученик, в точности повторяют движения защиты в борьбе. Однажды мастер сказал, что ученик уже готов, и после этого начались серьезные тренировки.

Простые задачи типа подай-принеси — самый действенный способ увидеть отношение новобранца к работе, определить навыки самостоятельного принятия решения, навыки достижения результата. Поход за кормом для любимого домашнего животного босса может стать первым и последним заданием в компании, если вы принесёте не тот или просроченный. Оправдание "а мне никто ничего не сказал" очень ярко характеризует ваш подход к работе в целом и навыки коммуникации. Это значит, что с более сложной задачей будет такой же результат. Зачем руководителю рисковать клиентами или большими деньгами, когда на простом примере можно всё узнать о сотруднике?

Практика показывает, что на рынке действительно мало сообразительных претендентов с инициативой и нацеленностью на результат. Такая активная позиция и на стажировке может стать хорошим стартом для молодого специалиста.

Кого в итоге берут на работу

Полина Тараненко, директор по маркетингу PR Partner:

Я пришла в агентство PR Partner на стажировку сразу после выпуска из МГУ. На собеседование я принесла толстенную папку с портфолио, а в резюме красовались строчки с перечислением пятилетнего опыта в журналистике и немножко в пиаре. Признаться честно, как и у большинства выпускников, амбиции у меня были королевские! Однако понимания бизнес-процессов и вообще всей PR-кухни мне откровенно не хватало. Начинать строить карьеру пиарщика в агентстве мне порекомендовали более зрелые коллеги по рынку. Несмотря на то что у меня были предложения от некоторых компаний, я решила пойти на бесплатную стажировку в PR Partner. Я сразу оговорила сроки стажировки с моим руководителем. Это очень важно, поскольку обе стороны сразу понимают общие цели, мотивацию и сроки. У меня был месяц, чтобы максимально проявить себя и доказать команде, что я здесь нужна.

Я старалась выполнять все задания коллег точно в дедлайны, участвовала в коллективных брейнштормах, предлагала идеи, старалась не молчать и брать на себя инициативу. Как мне кажется, ответственность за свою работу должен уметь нести даже стажёр. Наверное, это главное, что влияет на решение работодателя в вашу пользу. Вместе со мной стажировались ещё две девушки ничуть не хуже в профессиональном плане. Сейчас я понимаю, что прогулы и срывы дедлайнов во время стажировки сразу сбрасывают вас со счетов. Но тогда конкурентки серьёзно меня злили и одновременно мотивировали.

Очень важно в конце стажировки не стесняться снова напомнить о себе, назначить руководителю встречу и откровенно поговорить о перспективах. Часто в суматохе даты стажировки забываются, а стажёр теряет надежду и просто перестаёт приходить в офис. Это очень печально, потому что иногда достаточно просто лишний раз поговорить с руководителем. Ждать, как Хатико, пока тебе предложат работу, можно долго. Я всегда считала, что в карьерных вопросах инициативу нужно брать в свои руки! На сегодняшний день я работаю в агентстве уже четыре года, выросла с позиции стажёра до директора по маркетингу и пиару. Ещё ни разу я не пожалела, что с дипломом МГУ и с гигантским опытом согласилась на бесплатную стажировку.

Екатерина Кононова, генеральный директор агентства по личному брендингу Bake Pro:

Моё первое место работы по найму оказалось и последним — после прохождения стажировки я сначала стала PR-менеджером культурного центра, потом и исполнительным директором, а затем из PR-части компании мы сделали рекламно-образовательное агентство.

Это произошло во многом по причине того, что я готова была делать всё, что от меня требуется, и даже больше. Помню, как я сказала своему тогдашнему начальнику: "Если нужно, я могу вам чай-кофе готовить", на что последовал ответ, который очень хорошо врезался в память: "Это мы и сами сделать сможем, лучше сделай то, что у тебя лучше всего получается". И я начала: придумывала какие-то креативные идеи, получив добро, сразу же их внедряла без ожидания похвалы или железной руки сверху, приходила чуть ли ни каждый день — а вдруг нужна моя помощь именно сегодня. Думаю, что именно это и позволило мне обойти несколько десятков стажёров, которые пришли со мной одновременно, и в итоге закрепиться в компании.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments