Рассказываем, как с помощью онлайн-сервиса для создания планограмм и управления выкладкой товаров в ритейле Lasmart SpacePlanner сделать розничный бизнес эффективнее.
Многие компании всё ещё недооценивают важность автоматизации планограммирования и выкладки товара — хотя именно здесь лежит ключ к лучшему использованию пространства магазина. Удачное IT-решение заметно ускоряет коммуникацию между всеми отделами компании, линейными сотрудниками, учетными системами, повышает качество выкладки, даёт доступ к детальной аналитике, и в итоге — увеличивает продажи и оборот.
SpacePlanner уже помогает крупнейшим ритейлерам страны принимать управленческие решения. Так, в Hoff на основе данных сервиса создали инструмент для оперативного реагирования на проблемы с выкладкой товара, а в сети «Рив Гош» в процессе использования вскрылся ряд «тонких мест» в системе управления ассортиментом и ценообразования — что привело к созданию сразу нескольких проектов, нацеленных на исправление ситуации.
Рассказываем, как это работает.
Как всё устроено
SpacePlanner включает в себя несколько базовых модулей для управления пространством магазина. Среди них — модули для планирования торгового пространства, для создания планограмм, аналитики, а также конструктор оборудования и модуль для автоматизации выкладки.
Линейный персонал в магазинах взаимодействует с мобильным приложением: в нём работники получают задачи и фиксируют их выполнение. Сервис интегрируется с системами учёта и управления ассортиментом, запасами, ценами, а также с внешними сервисами. Всё работает по подписке — в облаке или как on-premise решение, а также без проблем кастомизируется под специфику клиента.
Конструктор оборудования
Lasmart SpacePlanner позволяет виртуально конструировать торговое оборудование в магазине с помощью отдельного конструктора — доступны библиотека стандартных компонентов с габаритами и изображениями и все необходимые инструменты для создания собственного набора компонентов. При моделировании можно подобрать тип оборудования (единичные стеллажи, брендированные, группы стеллажей), основные типы полок (стандартная, закрытая, перфорация, а также навесное оборудование) и основные типы выкладок (фронтальная, паллетная).
Всё оборудование при необходимости можно интегрировать с учётными системами для поддержания его жизненного цикла. Также SpacePlanner позволяет вести спецификации торгового оборудования с произвольной детализацией и готовить спецификации на сборку и изменение оборудования.
Подготовка планограмм и разметка зала
В Lasmart SpacePlanner доступны все необходимые инструменты для работы с планограммами — в том числе редакторы планограмм и макропланограмм, автоматическая расстановка в зависимости от заданных параметров, учёт маркетинговых соглашений/промо и другие возможности.
Редактор планограмм позволяет использовать ручную расстановку — drag-and-drop или на основе ассортиментных матриц/корзин товаров. Доступны операции с шаблонами, тепловыми картами (по продажам, остаткам, оборачиваемости, торговой марке, производителю, дополнительным свойствам), а также дополнительные функции — выравнивание, автоматический расчёт глубины в зависимости от размера товара и свойств полки и проверка корректности выкладки, версионность. Дополнительно отображаются товары в мягкой упаковке, товары брутто и нетто с различным набором изображений.
Редактор макропланограмм даёт возможность импортировать планы магазинов из любых систем и привязывать к ним планограммы, создавать зоны произвольной формы с возможностью автоматического расчёта площади, дифференцировать зоны по цвету и использовать тепловые карты на уровне зон и шкафов. Из дополнительных функций — учёт жизненнных циклов планов магазинов, рекламных площадей, версионности планов.
Автоматическая расстановка позволяет размечать торговое оборудование под марки и группы товаров в зависимости от заданных параметров, использовать «крупноузловую» разметку оборудования под бренды, генерировать планограммы на основе разметки с учётом признака товаров «Хит», «Новинка» и параметров продаж. Доступна реализация сложных алгоритмов выкладки с учётом маржинальности, выручки, остатков на дату и так далее, а также автоформирование планограмм по заданным критериям. Инструмент также учитывает свойства маркетинговых соглашений — в том числе списки магазинов, где действует соглашение, товары, на которые оно распространяется, правила выкладки и так далее.
Управление процессами и аналитика
SpacePlanner интегрирован с системами управления товарными остатками, ассортиментом, ценообразованием: это единая среда управления мерчендайзингом для разных департаментов розничной сети и поставщиков.
Для быстрой коммуникации и внедрения изменений доступно мобильное приложение: в нём реализованы все связанные с планограммами бизнес-процессы, в том числе:
- постановка задач персоналу в магазинах и контроль исполнения;
- фотоотчёты с защитой от фрода (прикрепления фото из памяти устройства);
- отчёт по геоданным с фиксацией отклонений от точки визита;
- поддержка жизненного цикла планограмм от черновика до вывода из эксплуатации.
Сервис собирает полную интерактивную аналитику по множеству параметров. Среди них — торговое оборудование (объём и площадь полок, подвитринного пространства, инвентаризация оборудования), выкладка (утилизация по объёму и площади полок, представленность марок на полках), продажи (оценка эффективности планов магазина и планограмм, тепловые карты, оценка избыточности/достаточности торгового пространства, влияние места на полке на продажи), матрицы (оценка качества, изменение состава).
На основе собранной аналитики SpacePlanner формирует рекомендации по улучшению тех или иных параметров.
Удобство внедрения
Lasmart SpacePlanner может работать как в облаке, так и on-premise, и легко настраивается под масштаб бизнеса — в результате он одинаково эффективен как для микрокомпаний, так и для крупных торговых сетей. Сервис имеет весь функционал, представленный на рынке, и без проблем кастомизируется под специфику конкретного клиента. Lasmart — российская компания с разработчиками, находящимися в России, что означает быструю и полноценную поддержку по любому вопросу.
Lasmart SpacePlanner имеет три ключевых оболочки:
- SP Pro — полнофункциональный доступ для мерчендайзеров и категорийных менеджеров.
- SP Mobile Store — мобильное приложение для линейного персонала.
- SP Web Store — браузерный доступ для одного магазина, может быть актуален при плохой связи в торговой точке или если персонал в магазине активно сменяется.
Сервис доступен по подписке — не нужно покупать дорогие лицензии и инфраструктуру, можно оплатить лишь необходимый функционал.
Примеры интеграции
Российские компании внедряют SpacePlanner как с нуля, так и в качестве замены ПО других производителей.
Так, в «Рив Гош» SpacePlanner заменил решение ABM Shelf. При аналогичной функциональности украинское решение конкурента не всегда демонстрировало необходимую стабильность в работе.
В целом, при анализе рынка можно увидеть, что аналогичные SpacePlanner решения сейчас имеют два ключевых типа проблем: либо высокие санкционные риски в самом широком понимании (характерно для зарубежных решений), либо сложности с функционалом, стабильностью и внедрением (российские решения). В Lasmart максимально учли эти моменты при проектировании и поддержке SpacePlanner.
Узнать подробнее и получить демо-период бесплатно: https://spaceplanner.ru/