H&F собрал методики, которые применяют предприниматели и изобретатели, чтобы проверить свои идеи на жизнеспособность.
Lean-метод
Принципы lean-методики, объясняющей, как можно создать продукт, потратив на это минимальное количество ресурсов, можно узнать из классической работы Эрика Райса The Lean Startup. В ней он, среди всего прочего, рассказывает о том, как стоит проверять жизнеспособность идей. Райс одержим мини-проверками и итерационным движением. Самая первая проверка идеи должна доказать не только то, что ваш продукт интересен покупателям, но и то, что они будут готовы заплатить за него. Ещё до создания минимальной версии продукта (MVP), он советует разместить в интернете простенькую целевую страницу, на которую ведёт ссылка в рекламных объявлениях. На странице должно быть краткое описание продукта и кнопка "Купить". Можно сделать множество вариантов целевых страниц, варьируя цену и суть предложения. Собрав статистику, уже можно приступить к разработке прототипа. Этот принцип Райс называет: "Сначала спроси — затем делай". Для проверки идей последователи lean-метода также зачастую используют The Validation Board — бесплатный продукт, представляющий собой расчерченную доску, каждая часть которой представляет собой важный элемент успешной стартап-идеи.
Тест Диснея
Уолт Дисней использовал в своей работе метод проверки идей, который он называл Imagineering — среднее между imagination и engineering (англ.: воображение и разработка. — Прим. H&F). Под этим он подразумевал процесс "заземления" фантазий, превращение их в нечто реалистичное и возможное. Работа над идеей требовала рассмотрения её с трёх разных позиций: мечтателя, реалиста, критика.
Мечтатель полон разнообразных идей, желаний, образов и не встречает на своём пути никаких преград. На этом этапе нет никакой цензуры, ничто не считается слишком абсурдным или глупым, здесь всё возможно. Чтобы занять позицию мечтателя, можно спросить себя: "Если бы у меня была волшебная палочка, что бы я сделал?" Реалист трансформирует идеи мечтателя в нечто практичное и вероятное. Он задаётся вопросами о том, как можно заставить это работать, из каких частей состоит задание, в чём его смысл, на что из уже существующего оно похоже. Критик рассматривает идеи с точки зрения их недостатков. Он задаётся вопросами: "Что я на самом деле об этом думаю? Это правда самый лучший вариант из всех возможных? Что я могу сделать, чтобы это усовершенствовать?"
В компании Диснея команды работали над идеями, поэтапно переходя из комнаты в комнату. У каждой комнаты была своя функция: в первой — можно было фантазировать, во второй — создавать наброски, в третьей — позволялось яростно всё критиковать. Зачастую проект снова возвращался на доработку в первую или вторую комнату. Идея считалась принятой тогда, когда в "комнате критиков" никто не говорил ни слова.
Тест первой мили
Основатель компании Innosight Скотт Энтони в своей книге The First Mile пишет о том, как в его компании обычно проверяют идеи на прочность. В первую очередь проводят внимательный анализ того, что уже было создано в этой области, изучают опыт компаний-конкурентов, проверяют патентные заявки. Затем устраивают мысленный эксперимент, отвечая на вопросы: "Как будет выглядеть мир, если идею ждёт успех? Что в нём изменится? Какие компании вступят с нами в конкуренцию? С какими проблемами мы сможем столкнуться? Что, например, мы будем делать, если наш главный разработчик уйдёт от нас?" Третий этап заключается в построении модели монетизации "на глазок": нужно определить, каков размер потенциальной аудитории будущего продукта, сколько он будет стоить, как часто его будут покупать, сколько времени потребуется, чтобы достичь точки безубыточности.
Четвёртый этап связан со звонками. Энтони говорит, что зачастую успех идеи связан с существованием в нашей голове некоторых допущений, представлений о том, как устроен мир. Проверить их можно, всего-навсего сделав один звонок. Например, если ваша идея заключается в том, чтобы поставлять здоровые обеды в университеты, сделав один звонок, вы сможете узнать, что обычно такие вопросы решаются через тендер, который проходит раз в три года. Следующий этап заключается в получении какого-нибудь доказательства о том, что ваш продукт нужен потребителям. Это может быть "кофе-тест", когда вы просите знакомых честно рассказать вам, что они думают о вашей идее, в обмен на то, что вы заплатите за их кофе. Это может быть "холодный" опрос по базе данных потенциальных клиентов или опрос, сделанный при помощи SurveyMonkey.
10-секундный тест
Джанет Краус сейчас преподаёт в Гарвардской школе бизнеса, а до этого основала несколько успешных компаний (среди них — Circles и Spire). Своим студентам она рассказывает о 10-секундном тесте, который она применяет каждый раз, когда в голову ей приходит идея стартапа. Она задаёт себе вопрос: является ли эта идея Кислородом, Аспирином или Драгоценностью для потенциальных клиентов?
Кислород имеет отношение к продуктам, которые являются неотъемлемой жизненной потребностью, как еда, одежда, ритуальные услуги. Потребности могут быть как у отдельных людей, так и у организаций. В целом, это то, без чего они не смогут нормально функционировать. Аспирин — это то, что спасает от боли и делает жизнь более выносимой, хотя и не связано с непосредственным выживанием. Например, кофе — жизнь без него возможна, но не так приятна. Понятие "драгоценность" относится к продуктам и услугам, которые можно считать роскошью, излишком. Например, десерты, кино, видеоигры и другие удовольствия, ассоциирующиеся с отдыхом. Краус говорит, что по-настоящему хорошая идея стартапа должна удовлетворять всем трём требованиям. Причём главное в этом тесте — быть честным с собой и быстро признать, что одного или нескольких составляющих в вашей идее нет.
Способ Эдисона
Томас Эдисон оставил после себя 1093 патента, среди которых были такие изобретения, как лампочка, печатная машинка, фонограф, батарейка и кинокамера. Также после него осталось 3 500 записных книжек, в которых он одержимо записывал каждую мысль, приходившую ему в голову. Исследователи, старавшиеся понять секрет творческой продуктивности Эдисона, выделили несколько особенностей его методики работы с идеями. Первое правило Эдисона — количество. Самому себе и сотрудникам своей компании он устанавливал так называемые квоты на изобретения. Его собственная квота была: одно небольшое изобретение раз в десять дней и одно большое — раз в полгода. Чтобы проверить этот принцип на себе, представьте, что вам дают задание придумать все способы альтернативного использования кирпича. В среднем обычный человек предлагает шесть-восемь вариантов. А теперь представьте, что вам дали задание придумать 40 способов использования кирпича. Благодаря заданной квоте, ваша голова начнёт работать иначе.
Второй принцип — для Эдисона не существовало такого понятия, как неудачный эксперимент, в его представлении все эти "попытки и ошибки" были способами получения полезного опыта. Чтобы изобрести батарейку, Эдисон провёл порядка 50 000 экспериментов. Для лампочки — 9 000. После каждого неудачного эксперимента он записывал, что нового он узнал о предмете. Он воспринимал процесс творчества как тяжёлый, монотонный, честный труд. По его мнению, первые идеи всегда слабее, чем последующие, потому что сначала ты отталкиваешься от привычных тебе вещей и они сдерживают твою фантазию.
Третий принцип — никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать идеи и экспериментировать с их применением в различных сферах. В музее Эдисона сохранилось огромное количество вариантов фонографов: круглых, квадратных, деревянных, плоских и высоких. Всё это — результаты отвергнутых идей. Когда Эдисона однажды спросили, в чём секрет его креативности, он ответил: "Никогда не переставать работать над предметом до тех пор, пока он не заработает сам".