Виталий Баум, директор бизнес-направления hybris компании NOVARDIS:

Казалось бы, очевидно, что при расчете бюджета на создание площадки для электронной коммерции, вам необходимо учесть три ключевых статьи расходов: стоимость лицензий, "железо" и затраты на внедрение. Почему же на практике очень многие компании сталкиваются с ситуацией, когда уже в ходе реализации проекта его стоимость раздувается как мыльный пузырь?

О том, как посчитать реальный бюджет проекта e-commerce, что важно не забыть и что предусмотреть, рассказывает Виталий Баум, директор бизнес-направления hybris компании NOVARDIS.

Первое, что вам необходимо сделать, это определить, какую площадку для электронной коммерции вы хотите получить с точки зрения нагрузки и бизнеса. Оцените ее по трем параметрам:

• трафик;

• конверсия;

• глубина просмотра сайта.

Точно также, как если бы вы открывали обычный магазин, вам нужно было бы выбрать улицу, дом, посмотреть проходимость этой точки, посчитать средний заход в ваш магазин и конверсию.

Второе — оцените ваши планы по развитию в онлайн и ваши финансовые возможности. Вы хотите сайт-визитку с каталогом или хотите площадку, которая генерирует миллиарды рублей оборота?

Это решение повлияет на выбор платформы для создания сайта и, как следствие, на функционал, имеющийся в стандарте системы.

На рынке представлено довольно много решений для e-commerce, различных как по функциональности, так и по цене: от условно бесплатных до дорогих, от самописных до промышленных, от плохих до отличных.

Лично я глубоко убежден, что в вебе не бывает несущественных потребностей. Как только вы говорите, что вам достаточно каталога и личного кабинета пользователя, и не нужна персонализация сайта, промо-акции, интеграция с социальными сетями, отслеживание доставки онлайн и т.п., с точки зрения конкуренции вы уже проигравший.

Допустим, вы выбрали условно бесплатную систему. Все шло хорошо, пока в какой-то момент вы не узнаете, что у вашего конкурента, появилась на сайте возможность предлагать клиентам персонифицированные промо-акции. Почему? Потому что он, в отличие от вас, воспользовался промышленным решением, за которым стоит масса технологий. Система, например, может определить по контексту, что пользователь интересуется конкретным товаром. В этом случае, чтобы удержать клиента, ваш конкурент делает более выгодное предложение. А вы заложили такую функциональность при разработке сайта?

Подобных фишек масса, и, не используя их, вы в какой-то момент поймете, что вас обходят на голову. В итоге вам придется либо остановить этот бизнес, сказав, что онлайн-канал не для вашего товара, либо гнаться за конкурентом. Вы будете вынуждены нанять программистов и объяснять им, что вы хотите. А они, в свою очередь, будут задавать вопросы, например, как и где берутся те или иные данные или как строить архитектуру решения. В промышленном решении ответы на все эти вопросы уже заложены в систему, ведь многие известные компании в свое время уже задали аналогичные вопросы, нашли ответы, и программисты уже написали код.

Решив одну проблему, вы будете работать спокойно до тех пор, пока ваши конкуренты не сделают что-то более привлекательное, и тогда снова возникнет риск, что ваши клиенты уйдут. Причем сегодня уже не редкость, когда клиенты уходят к конкурентам с удобным сайтом, даже несмотря на то, что у вас цены дешевле.

Статья бюджета: лицензии

Если ваша цель — создать высоконагруженный ресурс для онлайн-коммерции с качественным контентом, широкими функциональными возможностями, и вы рассчитываете на большой трафик и дальнейшее развитие, то, скорее всего, вы обратите свой взор на промышленное решение крупного производителя, и не будете разрабатывать свое.

В чем плюсы промышленных систем? Очевидные преимущества это:

• современная и масштабируемая архитектура;

• постоянная поддержка и развитие путем обновлений версий;

• широкие функциональные возможности;

• независимость от разработчиков и интеграторов.

Не стоит забывать, что промышленная система для электронной коммерции автоматически передается в ваше распоряжение вместе с know-how крупнейших мировых e-commerce-ритейлеров и инновационными разработками самих производителей ПО, инвестирующих в конкурентоспособность своего продукта.

В тройке мировых лидеров — IBM, hybris и Oracle.

По данным Forrester Research, для сегмента В2В компания IBM предлагает три основных продукта: Webshere Commerce, Sterling CPQ и Sterling Order Management. Все вместе они позволяют выстроить довольно интересное комплексное решение. Однако эти продукты продаются по отдельности и на практике очень мало примеров, когда компания покупает все три решения и интегрирует их.

Похожая ситуация с компанией Oracle, которая последние два года объединяет под "зонтиком" Oracle Commerce свои недавние приобретения (ATG, Endeca и FatWire). Российским ритейлерам активно предлагается решение ATG Web Commerce. Оно предоставляет торговую платформу, позволяющую обеспечить индивидуальное обслуживание покупателей во всех точках взаимодействия с ними, включая Интернет, контактные центры, мобильные устройства, социальные сети, обычные магазины и т.д.

Вышедшая на российский рынок летом 2013 г. компания hybris, пожалуй, фаворит в этой тройке. Платформа hybris привлекает покупателей во всем мире по четырем основным причинам:

1. очень продуманная архитектура, созданная на самом современном стеке Java-технологий;

2. наиболее полные функциональные возможности;

3. B2C и B2B-акселераторы, заметно ускоряющие внедрение;

4. разные варианты установки и оплаты: установка на оборудовании клиента, на хостинге или в облаке по запросу, с бессрочной лицензией, с оплатой по мере использования или по соглашению о разделе прибыли.

После того, как вы определитесь с производителем, вы отправите ему запрос на просчет стоимости ПО, указав предполагаемый трафик, конверсию и глубину просмотра сайта, о которых шла речь в самом начале статьи. Как узнать эти параметры? Самое простое — посмотреть статистику вашего текущего сайта. Если у вас еще нет сайта, очень помогает изучение статистики конкурентов, числа запросов, работа с онлайн-маркетинговыми агентствами. Мы всем нашим клиентам можем оказать профессиональную поддержку в подготовке бизнес-плана по выходу в e-commerce сегмент, в том числе, продумав эти параметры.

На основе этих данных представители вендора вам профессионально посчитают количество необходимого ПО, как правило, измеряемого в ядрах. Формулы учитывают функциональную наполненность решений и нагрузку на вашу систему, которую ей предстоит выдержать. То есть, по сути, это параллельная метрика: с одной стороны — нагрузка, а с другой — сами продукты.

Статья бюджета "Лицензии" рассчитана.

О том, как посчитать бюджет и сформулировать требования к канальной и серверной инфраструктуре и сделать расчет на услуги внедрения, читайте в следующей части статьи Виталия Баума "Как посчитать бюджет на проект e-commerce?".

*На правах рекламы

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments