Андрей Кудиевский отучился в Таганроге, работал программистом, затем поехал на три месяца в Испанию учить английский. Когда смог разговаривать, нашёл работу в Швеции, поработал в Стокгольме. Работодатели Андрея стали инвесторами его IT-компании в России. Некоторое время спустя он открыл филиал своей фирмы в Беларуси — уже на собственные деньги. Затем решил открыть филиал в США: 80 % его клиентов и до этого были из Америки. Сейчас в США у Андрея работают семь человек, в России — 45, в Беларуси — 15. Он сам живёт в США по визе L1. Предприниматель рассказал The Village о тонкостях ведения бизнеса в Штатах.
Андрей Кудиевский, основатель компании-разработчика мобильных приложений WeezLabs:
Что нужно для переезда
Вам нужно как минимум три вещи. Первое и главное — это деньги. Приезжать сюда с пустыми руками не стоит. Вам нужны ресурсы для найма хотя бы трёх-четырёх сотрудников, иначе компания будет слишком медленно развиваться. Зарплата местных сотрудников составляет примерно 70−100 тысяч долларов в год. Второе — вам нужен серьёзный бэкграунд, опыт работы в России и пул собственных специалистов, с которыми вы можете работать. Третье — нужно уметь рисковать.
Как получить визу
Мой путь — классический легальный вариант. Я приехал в США по туристической визе, зарегистрировал здесь компанию, а затем перевёл себя из своей российской компании в американскую. Это называется multinational executive transfer. Сделать это можно при условии, что вы занимаете руководящую должность в российской компании не менее трёх лет.
Ещё одно условие — ваша первая компания не может состоять из двух-трёх человек, под вами должна быть структура из руководителей отделений, у которых также должны быть подчинённые. Существует ещё один легальный вариант — попытаться получить рабочую визу H1B, но на неё сейчас очень большой конкурс. Раз в год первого апреля открывается пул свободных рабочих виз, обычно их несколько тысяч, и их мгновенно разбирают крупные компании. У Microsoft, Google, Yahoo и других гигантов есть специальные льготы на получение виз для своих сотрудников, так что для простых людей их остаётся совсем немного. Так, например, в 2013 году все визы были разобраны меньше чем за 24 часа.
Как открыть и закрыть бизнес
Являетесь ли вы гражданином США, или нет, особой разницы в процедуре открытия бизнеса вы не заметите. Единственная особенность — вам это обойдётся немного дороже. Для гражданина США это стоит примерно 150 долларов, а для россиянина — порядка 500−600 долларов. Разница в стоимости объясняется тем, что вы будете обязаны оплатить услуги судебного представителя. Даже если вы не собираетесь судиться, вы обязаны иметь некий юридический адрес, на который правительство или налоговая служба вам сможет выслать документы. Американцы в этом случае просто указывают домашний адрес, а иностранцам нужен представитель: на российский адрес никто вам документы отправлять не будет.
В целом открыть бизнес в США гораздо проще и дешевле, чем в России. Бумажной работы нужно проделать совсем немного, и через два-три дня вам уже вернут подписанные документы с печатью штата. Если вы захотите внести какие-то изменения в устав компании, например сменить директора, никого об этом уведомлять не нужно.
А вот с закрытием бизнеса здесь не меньше проблем, чем в России. Во-первых, сама процедура стоит порядка 800 долларов, во-вторых, вы платите компании, которая помогает вам с закрытием, — это ещё около 2 тысяч долларов. Перед закрытием идёт внимательная проверка состояния дел компании: не должно остаться никаких долгов, вся отчётность должна быть сдана, ни у кого из партнёров и клиентов не должно быть к вам претензий.
Какую форму компании выбрать
Самый дешёвый вариант — зарегистрировать Limited Liability Company (LLC), но если вы планируете в будущем продать компанию, то лучше сделать Incorporation (Inc.), аналог нашего ОАО. У Inc. есть ещё одно преимущество. Новая компания может привлечь хороших сотрудников тем, что предложит им небольшую долю в бизнесе. Вы можете сказать: "У вас будет зарплата на 30 % ниже, но при вхождении в компанию вы получите 2 % акций". Так вы, с одной стороны, экономите на зарплате, с другой — мотивируете сотрудников развивать компанию. Это очень распространённая практика в США. Есть ещё одна правовая форма — Sole Proprietorship, аналог нашего ИП, но для нерезидентов штата этот вариант не подходит, так как вас посчитают недостаточно благонадёжным.
В принципе, получить статус резидента не сложно, нужно просто прожить в одном месте год. Но вот стоит ли это делать — это вопрос. Если вы, например, становитесь резидентом Калифорнии, то налоги со всего, что вы заработали за год, вы обязаны платить в Калифорнии. Если у вас есть бизнес в России, то налоги с него также пойдут в бюджет Калифорнии, а это не очень выгодно, потому что российские налоги гораздо ниже американских. Я знаю многих русских предпринимателей, которые, прожив в США десять лет, до сих пор официально не признали себя резидентами.
В каком штате регистрироваться
Я часто слышу, что IT-компаниям советуют регистрироваться в штате Делавэр, который славится своими налоговыми льготами. Однако сейчас о таких компаниях складывается довольно неприятное впечатление. Для американцев очень многое означает понятие local, им нравится поддерживать местные компании.
Владельцев компаний из Делавэра считают жадными, действующими вразрез с интересами местного сообщества. Из-за этого другие компании могут отказаться с вами сотрудничать. Вы сэкономите 10−20 % на налогах, но потеряете клиентов. Мой бизнес зарегистрирован в Калифорнии, потому что большинство крупных компаний, являющихся нашими клиентами, работают здесь. Корпорации обычно требуют, чтобы твой бизнес подчинялся законам того же штата, в котором зарегистрированы они. Если ваша компания находится в другом месте, они потребуют, чтобы вы открыли представительство в их штате.
Как платить налоги
Я в своей компании являюсь и работодателем, и сотрудником, поэтому вижу налоговую систему с обеих сторон. С точки зрения работодателя, уровень налогов здесь сумасшедший. Налог на прибыль достигает 30−40 %. При этом платить налоги в Штатах проще, прозрачнее и приятнее. Бухгалтерская компания, которая нас обслуживает, стоит гораздо дешевле, чем аналогичная российская. Дело в том, что они сдают простой бухгалтерский отчёт только раз в году.
Интересна ситуация с налогообложением работников. Каждый работник сам занимается своими налогами, в конце года он подаёт декларацию, в которой указывает все свои доходы. Если он случайно переплачивает, налоговая возвращает ему деньги. Здесь действует прогрессирующий налог: чем больше ты зарабатываешь, тем больше платишь налогов. Поэтому многие стараются придерживаться определённой отметки.
Например, если ты получаешь 70 тысяч долларов, то платишь 15 %, а если больше, то уже 20 % — и многие долго не решаются получать выше 70 тысяч долларов. В США принято говорить о том, сколько ты зарабатываешь за год, а не в месяц, и всегда указывать сумму до налогообложения. В России налоги для работников всегда одинаковы, ты платишь 13 % и всегда знаешь, сколько получишь чистыми. Здесь же налоговая ставка сильно зависит от различных условий, например, от того, женат ли ты, являешься ли главой семьи, сколько у тебя детей. Налог колеблется от 10 до 40 %!
Как искать сотрудников
У меня в компании разработчики работают из России и Беларуси, а в США — продажники, аккаунт-менеджеры, дизайнеры и руководители проектов. Рынок труда в IT-сфере в двух странах очень отличается. В России рекрутеры охотятся за программистами, никто из них не ищет работу по три месяца, потому что спрос на них очень велик. Средний возраст IT-сотрудников в России — 30 лет, да и сами компании очень молодые.
В США иначе: здесь предложение на рынке труда превышает спрос, люди очень ответственно и подолгу выбирают будущую компанию. На собеседованиях соискатели узнают все подробности будущего трудоустройства: какая страховка предоставляется, какие праздники считаются выходными, какие бонусы им положены. Здесь принято держаться за работу — если нужно что-то сделать, они будут не спать ночами, но сделают. При этом здесь не приветствуются личные отношения между сотрудниками. Например, я не могу попросить кого-то из своих работников по дружбе подбросить меня в аэропорт — есть же такси! Если кто-то заметит, что другой сотрудник работает плохо, об этом обязательно скажут начальнику. В России это считается стукачеством, а здесь — рабочей этикой. Интересно, что в США нет нормированного отпуска, компания сама определяет возможное время отдыха, и любой отпуск всегда будет за счёт сотрудника.
Как работать с клиентами
Американские компании обычно побаиваются работать с зарубежными. Они считают, что, как только они отдают что-то за границу, они это теряют. Если они не могут приехать в офис, позвонить в обычные рабочие часы компании-исполнителю, они чувствуют себя некомфортно. Из-за нарастающего напряжения между Россией и США мы стараемся как можно реже напоминать о том, что мы из России. О Беларуси говорить и вовсе нельзя: американцы считают, что в этой стране живёт диктатор и с ней нельзя иметь дело.
Только переехав в США, я понял, что такое настоящая клиентоориентированность. Здесь клиент всегда прав, и все стараются уделить как можно большее внимание сервисной части компании — тому, как мы работаем на этапе приобретения клиента, на этапе исполнения заказа и, главное, что происходит после завершения проекта. Все стараются поддерживать отношения с клиентом, чтобы получить от него следующий заказ.
Как судиться
Обращение в суд в США — это больше позитивный опыт, нежели негативный. Однажды один наш клиент отказался платить за выполненную работу, и мы подали иск. Во-первых, для меня было удивительным, что я, не являясь гражданином США, могу спокойно подать в суд на гражданина США. Во-вторых, я был приятно удивлён сроками исполнения нашего запроса. Два часа потребовалось на то, чтобы подать заявление, через полтора месяца нам пришла повестка, само разбирательство заняло двадцать минут, по результатам которого клиент согласился нам заплатить. Мы сразу же получили наши деньги назад. В Таганроге этот процесс длился бы два года и, возможно, ни к чему бы так и не привёл.
С какими неожиданностями можно столкнуться
Бизнес-план, с которым я приехал в США, очень быстро рухнул. Я планировал потратить 250 тысяч долларов и выйти на окупаемость через полгода, но не предусмотрел некоторых вещей. Во-первых, здесь очень дорогие сотрудники, во-вторых, кошмарные налоги, в-третьих, только долгосрочная аренда офисов. Когда ты только приезжаешь сюда, арендодатели тебе не доверяют, поэтому требуют предоплату за большой срок.
Мне удалось договориться об оплате за год, и мне говорили, что это удивительно, потому что обычно минимальный срок предоплаты — два-три года! Ещё один недостаток, который я не предусмотрел, — это разница во времени между тремя офисами. Одиннадцать часов — это очень много. Мне пришлось сильно поменять рабочий график, чтобы у меня были пересечения со всеми сотрудниками. В результате я очень часто работаю по ночам.