Кейс X5 Retail Group о снижении операционных затрат за счет повышения энергоэффективности магазинов и внедрения системы учета уровня потребления электроэнергии

Сроки: лето 2009 г. — по настоящее время
Спикер: Родион Козлов, руководитель программы энергосбережения

Проблема
В феврале 2009 г. аналитики X5 Retail Group произвели оценку операционных расходов потенциальных конкурентов, работающих в климате, подобном российскому (Tesko, Carrefour и др.). После получения данных по энергоэффективности их объектов, аналогичные исследования были проведены в марте 2009 г. и на объектах Х5. «Мы увидели, что энергоемкость наших объектов на 40-50% выше, чем на аналогичных объектах европейских коллег, а ведь электроэнергия — это существенная часть операционных затрат. Около 1% от оборота компании уходит на оплату энергоресурсов» — рассказывает Родион Козлов. — Оценив эти данные и учитывая опережающие инфляцию темпы роста тарифов на энергию, компания признала целесообразным заняться вопросами энергосбережения».

Летом 2009 г. был дан старт программе энергосбережения X5 Retail Group. Любое энергосбережение начинается с энергетических обследований, позволяющих определить потенциальные проблемы и наметить пути их решения. По итогам обследований определились два главных источника снижения затрат – оптимизация тарифов и условий энергоснабжения и модернизация энергопотребляющего оборудования. С инструментом для оптимизации тарифов и контроля уровня энергопотребления, отмечает спикер, все очевидно – это внедрение системы учета. А вот для определения очередности модернизации оборудования и оценки экономического эффекта потребовались некоторые исследования. Для начала в Х5 проанализировали структуру энергозатрат внутри всех форматов (дискаунтеры, супермаркеты, гипермаркеты). Результаты анализа позволили сделать вывод о необходимости в первую очередь модернизации холодильного и осветительного оборудования. Доля потребления холода колеблется от 35 до 50% от общего энергопотребления объекта (в зависимости от формата), доля освещения — от 18 до 27%.

«В тот момент мы столкнулись со сложностями определения критериев оценки энергоэффективности объектов и выбора методов модернизации» — дополняет руководитель программы. «Наши объекты не похожи друг на друга по форме торгового зала и подсобных помещений, по техническому оснащению и проч., поэтому нам пришлось потратить много усилий, чтобы получить хоть сколь-нибудь объективные цифры и определить унифицированный подход для оценки эффективности и выбора внедряемых решений».

Отсутствие на тот момент на рынке ответственной независимой экспертизы по оценке эффективности внедрения тех или иных энергосберегающих технологий в торговле привело к необходимости проведения серии пилотных проектов по трем основным направлениям: модернизация холодильного и осветительного оборудования, запуск системы мониторинга работы оборудования и внедрение системы учета энергоресурсов.

Решение
Пилотные проекты были направлены, прежде всего, на оценку эффективности выбранных технологий, а также сравнение функциональных возможностей оборудования разных поставщиков и определение влияния на торговую деятельность непосредственно самого процесса модернизации. Основными ограничениями для отбора тестируемых решений стали такие критерии, как окупаемость не более чем за 2-3 года, возможность проведения работ по модернизации без остановки торгового объекта, наличие референсных объектов с аналогичными внедренными решениями, возможность унификации технического решения для формата дискаунтер.

Для проведения пилотов к началу 2010 г. среди всех энергосберегающих технологий в холодильном оборудовании Х5 отобрала около десяти удовлетворяющих предъявляемым компанией требованиям. После изучения особенностей работы каждой из них в нескольких дискаунтерах для последующего тиражирования были выбраны три — плавающее давление кипения, плавающее давление конденсации и частотное регулирование. Внедрение данных технологий на пилотных объектах позволило добиться сокращения энергопотребления на 10%.

«В случае с осветительным оборудованием требовалась полная реконструкция всей системы освещения в магазине, — говорит Родион Козлов. — Для начала мы определились с критериями отбора типа оборудования и поставщиков. Например, для выбора светильников проводилась оценка по энергозатратам и инвестициям на освещение 1 кв.м. торговой площади. Было протестировано оборудование примерно 80 производителей, из числа которых выбрали по пять типов изделий для апробирования в каждом направлении — для подсобных помещений, торговых залов, складов и проч. По итогам пилотов новое освещение дало экономию потребления электричества на уровне 10% -12%».

После серии пилотов в Х5 пришли к выводу, что все производители конкурирующих решений показали в пилотах сравнимую энергоэффективность, поэтому выбор решений для тиражирования осуществлялся на основе оценки дополнительных параметров — цена предложения, удобство монтажа, качество комплектующих, опыт эксплуатации в X5 и т. д.

«Мы рады, что у нас сложилось плодотворное сотрудничество как с крупными западными компаниями (Philips, Carel, Danfoss, Emerson, Schneider Electric и др.), так и с отечественными производителями («Точка опоры», «Свет.ру», «Атон», «Фри-тех», «Системы и технологии» и др.), — комментирует спикер. — Без деятельного участия производителей не удалось бы преодолеть еще одно затруднение, а именно недостаточный уровень компетенции сервисных компаний, принимающих на обслуживание модернизированные объекты».

В решении этой задачи потребовался комплексный подход — ритейлер стал договариваться со своими вендорами о совместной работе по повышению компетенции специалистов из компаний, с которыми работает Х5. Вендоры присылают экспертов-тренеров, а Х5, в свою очередь, организует с ними встречи для подрядчиков.

«Важно понимать, что экономить на электроэнергии только внедряя технические решения, пусть даже и превосходные, невозможно, — говорит руководитель программы. — Необходим постоянно действующий циклический процесс энергоменеджмента, включающий определение лимитов на потребление энергоресурсов для объекта, контроль соблюдения установленных лимитов, мотивацию на достижение результата для всех работников прямо или косвенно на него влияющих, выявление путей повышения энергоэффективности, проведение соответствующих мероприятий и повторение всего цикла сначала».

Все это также осложняется особенностями менталитета. Например, не так просто приучить сотрудников магазинов закрывать двери холодильных камер, выключать свет при выходе из помещения и т.п. Переломить это можно только продуманной системой мотивации.

Много вопросов у проектной команды вызвал выбор решения по учету. «Мы хотели создать универсальный инструмент, позволяющий как эффективно экономить на тарифах при работе со сбытовыми компаниями, так и выявлять на основе аналитики проблемные объекты для оптимизации. Это оказалось непростой задачей, поскольку западные компании, имеющие представление об энергоменеджменте не имеют опыта взаимодействия с поставщиками энергоресурсов, а российские компании напротив мало внимания уделяют аналитике, — рассказывает Родион Козлов. — В итоге, мы были вынуждены начать создавать индивидуальное решение под себя».

Результаты
В 2010 г. было выделено финансирование и проведены пилотные проекты в 30 дискаунтерах, четырех супермаркетах и двух гипермаркетах (так как большая часть X5 Retail Group — это дискаунтеры «Пятерочка», то на них компания, в основном, и тестирует свои новые проекты).

С лета 2011 г. отобранные решения стали тиражироваться по сети. К концу первого квартала 2012 г. холодильное оборудование было модернизировано примерно в 500 магазинах, а система учета внедрена в 600 торговых точках.

«По освещению все сложилось непросто, так как возникли проблемы при установке оборудования, — рассказывает Родион Козлов. — К сожалению, нам пришлось столкнуться с болезнями нашего строительного рынка. Для Х5 очень важно соблюдение ТЗ и спецификации работ. Однако наш электромонтажный и строительный рынки сейчас насыщен низко квалифицированными подрядчиками, их проектировщики не в состоянии грамотно адаптировать ТЗ к конкретному объекту, а исполнители не в состоянии четко исполнить проектное решение. Поскольку для проекта важно именно скрупулезное выполнение требований, то работа с ними теряет весь смысл. Отсюда и отставание в реализации».

«Мы рассчитываем, что к концу 2012 г. новое холодильное оборудование и система учета будет внедрена на 50% объектов компании. По освещению пока сложно сказать. Надеюсь, что к концу года хотя бы треть объектов пройдут процесс модернизации», — говорит руководитель программы.

Главным достижением в X5 Retail Group считают уникальный опыт, накопленный в ходе реализации проекта, который вылился в создание аналитического центра по энергосбережению. Ценность его заключается не столько в наличии тех или иных инструментов (систем мониторинга, учета и т.п.), сколько в экспертных знаниях и реализуемых методиках повышения энергоэффективности любого объекта при заданных параметрах инвестиций и сроках.

В управлении энергоэффективности ожидают, что по итогам 2012 г. Х5 Retail Group выйдет на годовую экономию электроэнергии около 600 млн. руб, что означает снижение расходов на электроэнергию на 20-25% для всех объектов, охваченных проектом. Компания не намерена останавливаться на достигнутом и планирует в 2013 г. выйти на целевые показатели энергоэффективности для всех объектов торговой сети.

5 1 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments