Ритейл стремительно уходит в диджитал. Сегодня любая современная компания, будь то небольшая сеть магазинов или огромная торговая корпорация, выделяет диджитализацию и переход к автоматическому управлению товаром, заказами, мерчандайзингом как приоритет номер один.
Компании стремятся внедрить автозаказы, управлять выкладкой в один клик, контролировать работу складов через смартфон, иметь аналитику в режиме реального времени.
Что это, следование современным трендам или реальная польза для бизнеса? Ощутим ли эффект от инвестиций в автоматизацию? Для чего ритейлу вкладывать деньги в цифровые системы управления запасами и выкладкой, а не, к примеру, заполнять полки новым ассортиментом и товаром?
Ответ — автоматизация дает реальный результат в цифровых показателях: прибыль торговой сети увеличивается, снижаются упущенные продажи и излишки, растет лояльность потребителей, средний чек и трафик в магазинах.
Как и почему это происходит? Разберемся на примере внедрения систем ABM Inventory и ABM Shelf от компании ABM Cloud.
Как мерчандайзинг влияет на средний чек?
Мерчандайзинг уже давно вышел за рамки простого управления полочным пространством.
Сегодня это целый комплекс стратегий и решений, который помогает нам коммуницировать с покупателем, облегчать ему выбор товара, создавать брендинг торговой точки, управлять ассортиментом — и в итоге, увеличивать лояльность, конкурентоспособность, и, конечно, средний чек.
Инструменты мерчандайзинга 2020 — это не excel-таблицы с планограммами, а новый микс из приемов маркетинга, психологии, коммуникаций, дизайна, продаж, которые воздействуют на покупателя и помогают ему сделать выбор в пользу продавца.
В идеале, цель работы мерчандайзинга — это покупатель, который находит нужный товар за минимальное время, совершает покупку и возвращается еще.
Для этого в ABM Cloud разработали технологичную систему, которая помогает грамотно и умело использовать весь микс инструментов мерчандайзинга — от конструктора выкладки, работы с категориями и ассортиментом товаров до отслеживания влияния мерчандайзинг-стратегии на продажи.
В итоге, все ключевые задачи решены — конструктор планограмм и торгового оборудования отвечает за грамотность и кастомизацию выкладки, гибкая кастомизируемая аналитика помогает понять реакцию покупателя, облачная платформа и мобильные решения позволяют работать с любым количеством SKU и любым масштабом бизнеса — будь то один или сотни магазинов в сети.
По сути, устанавливая систему управления мерчандайзингом, компания получает полностью отлаженный работающий бизнес-процесс, который синхронизирует связь центрального офиса с любым количеством торговых точек. Это позволяет отслеживать данные по планограммам и общаться с торговыми точками в режиме реального времени, в единой системе.
Как это все работает на практике? Рассмотрим на реальном примере — сети супермаркетов “Первый Семейный” на Сахалине. Вводные данные на момент начала внедрения систем: сложнейшая островная логистика — отсутствие сухопутного сообщения с материком, большое количество товарных позиций — десятки тысяч SKU, более 50 поставщиков с различным плечом поставок и не налаженная аналитика продаж.
Сеть поставила перед собой амбициозную задачу — за год полностью автоматизировать все внутренние процессы работы с товарными запасами, мерчандайзингом и логистикой. При этом, у сети было запланировано открытие нескольких новых магазинов. Казалось бы, задача сверхсложная.
Компания начала внедрять систему ABM Shelf и налаживать процессы управления выкладкой, организовывать полочное пространство. Внедренная менее чем за год система помогла сети выстроить процесс мерчандайзинга, не потеряв ни единого рабочего дня.
Благодаря ABM Shelf, компания смогла полностью автоматизировать процесс построения и управления планограммами для всех десятков тысяч товарных позиций, обеспечить контроль их выполнения на всех объектах — теперь можно транслировать любые изменения по всей сети за доли секунд и несколько кликов.
Итак, какие бизнес-задачи решает система управления мерчандайзингом?
- Создание и работа с планами торговых залов — возможность отрисовать все до малейших деталей, стульев, колонн, элементов интерьера одновременно на десятках магазинов и точек.
- Конструирование современных, работающих планограмм с помощью инструментов автоматизации. Система анализирует данные и предлагает такие варианты расстановки ассортимента, которые позволят увеличить продажи и поднять количество фейсов для товаров-лидеров спроса.
- Ведение баз данных торгового оборудования и товара — с удобным быстрым поиском артикулов, отображением остатков, цен и наличия товара в реальном времени — благодаря синхронизации с системой управления складом и запасами.
- Анализ результатов работы и влияния мерчандайзинга на продажи — система предлагает два блока аналитики — торгового зала и планограмм. Первая — аналитика торгового зала — формирует отчеты по представленности и оборачиваемости каждой категории товаров в рамках торгового оборудования и пространства.
Для чего это нужно? Имея перед собой картину того, какая категория товара на каком торговом оборудовании продается лучше или хуже, можно принимать быстрые, и, главное, рациональные решения о планировке зала, выводить бестселлеры в горячие зоны и наоборот. Система формирует отчет по категориям и подсказывает, какие решения по перестановкам стоит принять.
Второй блок аналитики помогает формировать ассортимент. Каким образом? Система анализирует данные по долям каждого товара в прибыли, по категориям АВС, сравнивает оборачиваемость, запасы и продажи каждого товара в заданные периоды, а также указывает на товары, которые требуют особого внимания (сезонные, промо, новинки).
- Быстрая, а главное, эффективная коммуникация с торговыми точками и контроль выполнения планограмм главным офисом благодаря собственному мобильному приложению. Один клик камерой смартфона — и главный офис получает мгновенный отчет о выполненной планограмме, видит в режиме реального времени расположение и представленность товара на полках, оперативно сообщает обо всех изменениях.
Безусловно, мерчандайзинг влияет на объемы продаж и оборачиваемость товаров, а также повышает эффективность работы торговых точек путем системного подхода к управлению полочным пространством.
Однако для увеличения финансовых показателей компании и открытия новых объектов необходимо в комплексе рассматривать и трансформировать ключевые бизнес-процессы в розничной сети. Важно также обеспечить наличие товара в магазине и на складе в нужном количестве и в нужное время.
Наладить процесс управления товарными запасами помогает система ABM Inventory. Ее функционал позволяет отслеживать уровень запасов как по каждому товару, так и по группам, вовремя отправлять заявки поставщикам через систему автозаказа, пополнять остатки товаров с учетом сезонности.
Также в системе возможно формировать различные отчеты и анализировать, насколько эффективно каждая торговая точка управляет запасами и как это отражается на оборачиваемости и продажах.
Конкретно, какие функции выполняет система управления запасами?
- Автозаказ, основанный на ежедневном анализе спроса во всех торговых точках
В современном мире отсутствие мгновенной информации об уровне покупательского спроса — это путь в никуда.
Ритейлер, который принимает решения о заказе товара, основываясь на историческом спросе, не сможет эффективно вести бизнес — он будет либо страдать от нехватки товара, либо не сможет удовлетворить спрос.
Алгоритм системы поможет ритейлеру выстроить работу с поставщиками, складами и распределительными центрами так, чтобы успешно удовлетворить именно реальный, текущий спрос. Более того, система грамотно проанализирует уровень спроса для каждой группы товаров
- Разносторонняя аналитика — от подсчета упущенных продаж до динамики движения запасов по каждой товарной позиции и категории.
Как “считывать” аналитику и для чего она нужна? Представим, что вы — собственник бизнеса или руководитель отдела продаж. В таком случае, вам будет интересны общие показатели по сети и их динамика — вы сможете понять, куда движется ваша компания, улучшились или ухудшились показатели в сравнении с прошлыми годами. Если вы отвечаете за продажи категории, вам будут интересны показатели аналитики по каждому продукту, по ассортименту, по каждому SKU в каждой точке продаж. Отдельно анализируется работа с поставщиками — можно следить за тем, насколько надежен поставщик,
- Постановка и приоритезация задач менеджеров по управлению запасами
Одна из самых интересных функций системы — это своего рода “руководство” для категорийного менеджера. Система сама анализирует приоритеты и задачи каждого менеджера, и указывает ему на проблемные места, которые нужно проработать — например, усилить или укрепить позиции конкретной группы товаров с хорошим спросом, или наоборот. Эта функция облегчает жизнь и менеджера, и его руководителя.
- Ведение промо-акций и контроль товаров сезонного спроса
Система ABM Inventory контролирует весь процесс запуска и проведения промо-акций, обеспечивает соответствие уровня запасов во время акции уровню спроса, а также планирует плавный выход из кампании, без излишек товара. Это формирует четкий и прозрачный процесс работы с промо.
Система понижает или повышает автоматически уровни запаса сезонных товаров и новинок. Это позволяет получать максимум прибыли и ставить на полки нужные клиенту товары.
Продолжим рассказ о сети “Первый Семейный”. Система управления запасами ABM Inventory внедрялась параллельно с системой управления мерчандайзингом. В итоге, почти 70 процентов ассортимента теперь заказывается автоматически, в зависимости от уровня спроса и продаж, которые также анализируются системой. Упущенные продажи сократились на 14 процентов. Товарные запасы уменьшились на 20 процентов — и это при том, что компания в течение года открыла несколько новых магазинов. Начаты эксклюзивные поставки из новых регионов и и сотрудничество с новыми поставщиками — при этом штат категорийных менеджеров не раздут.
Узнайте, как системы ABM Inventory и ABM Shelf смогут помочь вашему бизнесу добиться таких же результатов на сайте.
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.