По данным агентств PRPartner и KellyServices, в 2016 году наблюдается резкое ужесточение правил найма. В условиях кризиса уровень сокращений на территории РФ вырос на 16%, при этом количество вакансий увеличилось на 32%. Волна сокращений особенно коснулась сектора ретейла — эксперты зафиксировали на первый квартал 2016-го года самый высокий всплеск за весь период с 1998-го года (по данным Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики, ЦКИ ВШЭ).

По факту наблюдаем негативный стандартный сценарий в период кризиса: одни сети закрываются, другие сокращают неэффективные торговые точки. В результате этого персонал выходит на рынок в большом количестве. Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, уровень безработицы с декабря 2015-го года по март 2016-го вырос на 0,2% и составил 6% от общей численности экономически активного населения, а это 4,5 миллионов человек в возрасте от 15 до 72 лет.

Однако есть ряд компаний, которые прошли период адаптации к новым условиям и сегодня активно нанимают сотрудников. Такие работодатели, по сути, оптимизируют расходы на персонал, что влияет на уровень заработной платы – она остается на текущих позициях без возможности роста. В частности, это касается ретейла: сегодня зарплата продавца без опыта работы составляет от 20-25 тыс. руб., с опытом – от 30-35 тыс. руб. По данным ЦКИ ВШЭ, заработные платы граждан РФ в 2015-м году снизились на 9,5%, что по факту хуже, чем в кризисные 90-е годы. Однако в 2016-м прогнозируют более оптимистичные цифры по итогам года, так как уже отмечают некоторые положительные сдвиги на рынке труда. Безусловно, период спада в экономике диктует порой жесткие методы выживания, однако работодатели понимают ценность квалифицированных кадров и готовы платить достойную зарплату и мотивировать сотрудников. Как правило, у ведущих компаний практически не изменился социальный пакет.


 

Как решить проблему дефицита кадров в ретейле?

По данным портала Naim.ru, в первом квартале 2016-го года поступило больше заявок на подбор персонала, чем за аналогичный период 2015-го. Это обусловлено общим ростом технологичности отрасли торговли, что предъявляет к персоналу повышенные требования. В основном поиск касается специалистов для новых проектов в ретейле, пищевой промышленности, фармацевтической сфере, IT и HoReCa (сфера общественного питания и гостиничного хозяйства). Однако рынок труда пока не в силах покрыть весь спрос на уникальные квалифицированные кадры. Отсюда – актуальность проблемы, связанной с ситуацией "кадровой ямы" профессионалов. Как решить проблему простыми методами?

Обучение персонала

Розничная торговля – это традиционное направление, где на линейные позиции часто нанимают персонал без опыта работы. Занимайтесь регулярным развитием кадров – проводите тренинги, отправляйте на курсы, на семинары в корпоративные университеты.

При этом важно не только научить новых сотрудников технологиям и улучшить их профессиональные компетенции, но и показать следующий уровень – перспективу карьерного роста в рамках именно вашей компании. Проясните специалисту его выгоду в результате обучения и успешного применения полученных знаний для развития компании, ведь это выгодно в первую очередь вам и вашему бизнесу.

Эффективная борьба с "текучкой кадров"

С недобором персонала, увольнениями по собственному желанию или учебными отпусками в самый неподходящий момент сталкиваются абсолютно все ретейл-компании. И хотя в современных нестабильных условиях работодатели отмечают сокращение текучести кадров, полностью исключить данное явление нельзя. Как минимизировать риски?

Основные методы

I. Тщательный подбор персонала.

Уже на первом этапе важно задействовать оптимальные методики подбора: видеоинтервью, тесты, групповые собеседования. Это позволяет определить компетентность потенциального сотрудника, его желание работать и развиваться в компании.

Очень важно при наборе персонала ориентироваться на создание эффективной команды, а не просто нанимать исполнителей. Эффективная команда – ключевая составляющая любого успешного бизнеса.

II. Материальная и нематериальная мотивация.

Прозрачная система премирования и депремирирования положительно сказывается на образе работодателя. Среди дополнительных методов мотивации в компаниях розничной торговли распространены скидки на продукцию компании, ДМС, абонементы в фитнес-клуб, и даже, в редких компаниях, оплата отдыха.

Уровень вовлеченности персонала влияет на его желание выполнять свою работу хорошо. Создайте правильный период адаптации, четкие планы развития сотрудника, участие в значимых проектах, само физическое окружение, потому что все это создает условия для лучшей мотивации персонала, а значит и для лучших результатов.

III. Свобода действий.

Научите персонал проявлять инициативу, самостоятельно находить выход из ситуации и повышать репутацию бренда. В таких условиях он почувствует себя профессионалом и останется благодарным своему руководителю.

IV. Престижность компании.

Низкий престиж работы в розничных магазинах – это один из негативных аспектов розницы. Львиная доля сотрудников состоит из студентов, которые рассматривают данную работу как временную, а также из тех, кто не нашел себя в чем-то другом.

Ряд специалистов считают, что уровень текучести кадров достигает сегодня 30%, а в отдельные сезоны поднимается до 50%, и это для розничной торговли является нормой. Однако регулярная замена специалистов является значительной статьей расходов, поэтому необходимо найти другой подход к решению проблемы. Как вариант – больше работать над обучением и сохранением кадров внутри компании и параллельно заниматься мониторингом рынка труда для поиска квалифицированных кадров. Это наиболее эффективное решение, особенно в текущих рыночных условиях.


 

Статья написана по исследовательским материалам портала по трудоустройству Naim.ru.

*На правах рекламы

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar