Какие финские продукты предпочитают петербуржцы, сложно ли работать в России и почему открыть здесь магазин сложнее, чем в Финляндии? Об этом "Фонтанка.fi" побеседовала с Кари Хейсканеном, главой Kesko Food Russia, оператора сети гипермаркетов "K-Руока".
— Кто самые сильные конкуренты "K-Руока"? Сложно ли конкурировать с сетью Prisma, которая раньше вышла на рынок и активно развивает сеть гипермаркетов?
— Это зависит от расположения магазина и от того, какие гипермаркеты находятся рядом с нашими магазинами. Наши ближайшие конкуренты — это "О’Кей" и "Лента". "Призма" в настоящее время не является нашим конкурентом.
В целом в Петербурге сильная конкуренция на рынке розничной торговли, здесь велика доля современных сетевых магазинов. Это легко понять, когда вспоминаешь, что крупные российские сетевые гипермаркеты начинали свою деятельность в этом городе. А вообще, честная конкуренция — это всегда хорошо как для деятелей рынка, так и для клиентов. Мы уверены в конкурентоспособности своей концепции.
— Какие ещё регионы России ваша компания считает перспективными?
— В России мы (Kesko. – Прим. ред.) работаем в Петербурге, Москве, Ярославле, Калуге, Туле, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Продовольственные магазины расположены пока только в Петербурге, поскольку мы здесь ориентированы на строительство достаточно крупной и эффективной сети. После этого наша цель — расширяться в Москве.
— Сколько времени требуется, чтобы открыть новый магазин? Насколько это долгий процесс в России по сравнению с Финляндией?
— Обычно процесс включает в себя следующие этапы: приобретение земли, проект планировки, получение разрешения, строительство, оснащение магазина, выкладка товара и только затем открытие. Это всегда проект на несколько лет. Обычно он занимает от 2 до 3 лет. В России этот процесс сложнее и дольше, чем в Финляндии, но не слишком трудный, мы с ним справляемся.
— С какими сложностями компания столкнулась за время работы в России?
— Хотя в России среда для бизнеса сложнее, мы открыли все магазины в соответствии с запланированным графиком и бюджетом, поэтому можно сказать, что система работает хорошо. К нашим проектам относятся хорошо, потому что как в Петербурге, так и в Ленобласти в различных госструктурах и администрации есть желание развивать для жителей качественные услуги. В России все вопросы регулируются очень скрупулёзно и точно, что требует много документации и инспекционной работы. Всем предприятиям важно, чтобы действия чиновников были логичными и предсказуемыми и на решения чиновников не могли бы, например, влиять конкуренты.
Только в Пушкине наш проект столкнулся с препятствием. Несмотря на то что у нас у же есть проект планировки территории, процесс выдачи разрешения на строительство затянулся. Но мы по-прежнему надеемся, что у нас всё получится. Это лучшее место для развития инфраструктуры и сферы услуг для жителей города Пушкина.
— Финским производителям сложно выйти на российский рынок, и часто гипермаркеты "ведут" их за собой. Планируется ли расширять ассортимент финских брендов?
— Финские бренды играют большую роль в наших магазинах. Наиболее важными являются, конечно же, наши собственные бренды — Pirkka и Euro Shopper. В Финляндии мы запустили 3-й бренд — K-Menu, и он появится в "К-руока" в ближайшие месяцы. Мы помогли некоторым хорошим финским маркам выйти на российский рынок и продолжаем эту работу. Конечно, стоит помнить, что продуктовый магазин всегда локален и большая часть ассортимента формируется из местных продуктов.
— Какие самые популярные продукты в "К-Руока"?
— Самые популярные товары — свежие продукты: мясо, рыба, фрукты и овощи. Из финских продуктов большим спросом пользуются молочные продукты. Хорошо покупают апельсины и мандарины, снеки, соусы и чистящие средства.
— Повлияло ли ослабление рубля на прибыль за первый квартал 2014 года и покупательную способность ваших клиентов?
— Ослабление рубля не отразилось на наших продажах или доходах. Наши продажи выросли в начале года. Средний чек немного увеличился, а число клиентов продолжило расти. В начале года в наших магазинах не было никаких негативных признаков.
— Как долго вы работаете в Kesko?
— По-настоящему долго. Предыдущей моей задачей в Финляндии была организация работы "К-Руока" в России. Когда мы начали набирать работников и строить первые магазины, я переехал сюда для работы и на сегодняшний момент живу в Петербурге уже больше 2 лет и 4 месяцев. В Kesko я работаю уже больше 20 лет.
— Как вам работается в России, с российскими коллегами и подчинёнными? В чём отличие от Финляндии?
— Люди везде очень похожи. Можно сказать, что в условиях работы разница между разными финнами больше, чем между финнами и русскими. В финском стиле работы важна систематичность и концентрация на деле, в то время как русские привносят в работу творчество и эмоции, и это имеет положительное значение в рабочем коллективе. Я обнаружил, что российские сотрудники и менеджеры — это люди очень хорошо мотивированные, преданные делу, компетентные. Здесь приятно и интересно работать. В магазинах России текучка кадров выше, чем в других странах, в Петербурге и Москве полная занятость и в некоторых случаях даже нехватка рабочей силы. Легко попробовать себя в разных сферах и на разных местах работы.
— Сложно ли было переезжать в Петербург, в Россию, привыкать к новой культуре?
— До переезда в Санкт-Петербург я знал Россию и особенно Петербург хорошо. Я бывал здесь, наверное, сто раз. Я много раз в разговоре с моими русскими друзьями шутил, что я знаю петербургские дворцы, парки и достопримечательности, наверное, лучше, чем петербуржцы, и хожу в Мариинский театр чаще, чем в среднем ходят жители города. Петербург всегда был для меня знакомым и любимым местом, и переезд сюда не был для меня большим сюрпризом. Санкт-Петербург — большой город, и это плюс. Минус — это, конечно, же пробки, я провёл в них много времени.
— Какое у вас любимое место в Петербурге?
— Пешеходная улица между 6-й и 7-й линиями Васильевского острова… Сестрорецк… Там отличные пляжи, парки, природа. Конечно, весь центр интересный и любопытный. Я также люблю ходить в Мариинский театр.
— Легко ли вам даётся русский язык?
— Я изучаю русский язык в течение двух лет с индивидуальным преподавателем. Я могу объясняться по-русски на работе, в магазине. Это мой шестой язык. Раньше я думал, что французский очень трудный, но теперь знаю, что русский язык — самый сложный.
Справка: В 2013 году оборот магазинов "К-Руока" в России составил 71 млн евро. Kesko планирует, что к концу 2015 года сеть расширится до 10 магазинов "К-Руока". В Kesko Group также входят сети "К-Раута" и Inter Sport. Объём инвестиций в Санкт-Петербург в 2014 году составляет 120 млн евро.