Для розничной торговли ЮАР наступает новая эра. Мировой розничный гигант Wal-Mart имеет долговременные планы по развитию в этой стране и прилагает огромные усилия, чтобы получить разрешение Антимонопольной комиссии ЮАР на покупку 51-процентной доли крупнейшего в ЮАР FMCG-ритейлера Massmart. Об этом говорится в отчете Planet Retail о развитии Wal-Mart в ЮАР.
По мнению аналитиков, чтобы подготовиться к приходу крупнейшего в мире ритейлера, местные розничные компании и поставщики должны задуматься о повышении эффективности бизнеса. И, прежде всего, южноафриканским ритейлерам следует сосредоточится на бизнес-моделях, которые позволят отойти от чисто ценового лидерства — например, за счет развития собственных марок и программ лояльности, считают аналитики
«Те компании, которые решат соревноваться с Wal-Mart только по цене, сразу выроют себе могилу. Масштаб и сети Wal-Mart и ее ресурсы таковы, что местные ритейлеры не могут выигрывать в цене, не теряя при этом в выручке», — отмечает Натали Берг (Natalie Berg), директор по глобальным исследованиям Planet Retail.
Выход Wal-Mart на рынок ЮАР не менее сильно отразится и на сообществе поставщиков. По данным Planet Retail, Wal-Mart намерен работать в ЮАР по модели EDLP (Every Day Low Price — низкие цены каждый день). Это также окажет влияние на национальные бренды и будет импульсом к росту инвестиций в private label среди всего ритейл-сообщества.
«В будущем разрыв между Wal-Mart и мелкими ритейлерами будет расти благодаря способности мирового гиганта выдерживать инфляционное давление с помощью политики невысоких цен. Южно-африканские ритейлеры и поставщики должны быть готовы сделать рывок для увеличения своей эффективности», считает Натали Берг.
По оценке Planet Retail, потребительский рынок ЮАР к 2015 г. вырастет на 54% в следствие повышения доходов и прироста молодого населения на 6,1%. Средний класс сейчас оставляет треть 51-миллионного населения, и миллионы людей продолжают выходить из-за черты бедности.
«ЮАР стремительно становится мировой историей успеха. Численность среднего класса сегодня больше, чем все население многих стран Евросоюза, и прогнозы развития региона делают его идеальным трамплином для освоения континента с миллиардным населением», подеркивает Борис Плэнер(Boris Planer), директор по макроэкономическим исследованиям Planet Retail.
Wal-Mart владеет почти 8700 магазинами под 59 брендами в 15 странах мира. Выручка от продаж компании в 2010 финансовом году (с 31 января 2009 г. по 31 января 2010 г.) составила 405 миллиардов долларов.
В декабре 2010 г. Wal-Mart сделал предложение о покупке 51% Massmart Holdings Ltd. Сумма сделки составит 2,34 миллиарда долларов. Для того чтобы сделка состоялась, Wal-Mart должна заручиться 75% голосов инвесторов Massmart.