Эвакуаторы начали дежурить у московских клубов и торговых центров, привлекающих больше всего посетителей и при этом не имеющих легальных мест для парковки. Об этом "Известиям" рассказал источник в столичном департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Пока спецтранспорт курсирует у Buddha-Bar, в дальнейшем его планируется поставить у заведений на Красном Октябре, Садовой-Самотечной и клуба Soho Rooms. Кроме того, московские власти помогут администрировать парковочное пространство владельцам торговых центров "Атриум" и "Европейский". Эксперты посчитали, что мера будет эффективной только у развлекательных заведений.
Как пояснили в департаменте транспорта, эвакуаторы начинают дежурить вечерами в пятницу и по выходным, когда клубы и торговые центры привлекают максимальный поток посетителей. Точки выбирались по жалобам местных жителей на массовую нелегальную парковку, а также исходя из сообщений ГИБДД о самых проблемных участках в плане дорожного движения.
— У выбранных заведений нельзя парковаться, при этом их руководство не справляется с администрированием парковочного пространства: нет ограждающих столбиков, охрана не объясняет посетителям, что стоянка в данном месте запрещена. Нередко бывает, что гости заведений паркуются в несколько рядов и фактически перекрывают дорогу. Департамент будет оказывать посильную помощь в нормализации дорожного движения на этих участках, — рассказал источник "Известий".
В департаменте транспорта добавили, что владельцам баров, кафе и торговых центров без собственной парковки предлагается вначале решить проблему своими силами. Если же руководство заведений откажется от этого, а жалобы от горожан продолжат поступать, то эвакуаторы могут начать дежурить и у других точек.
Ведущий научный сотрудник Центра исследований транспортной политики ВШЭ Константин Трофименко полагает, что мера окажется эффективной.
— Эвакуаторы на нарушают дорожного движение: 1–2 могут спокойно находиться даже на узких проездах. Кроме того, в Москве не так уж много настолько популярных клубов, что перед ними паркуются в три ряда. Как профилактическая мера, метод психологического воздействия дежурство эвакуаторов принесет пользу, — сказал он.
В то же время президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отметил, что охрана заведений не обязана объяснять водителям правила дорожного движения.
— Любой водитель должен в первую очередь ориентироваться на знаки и разметку. Если обязать охранников предупреждать автомобилистов о том, что здесь парковаться нельзя, то водители начнут знаки игнорировать и оправдываться тем, что "им же никто не сказал о запрете стоянки", — предположил эксперт. — Кроме того, учитывая контингент этих ночных клубов и то, на каких машинах они ездят, не всякий охранник рискнет сделать замечание.
Вместе с тем количество и месторасположение знаков, запрещающих парковку, на некоторых участках улично-дорожной сети является спорным, добавил Травин.
По мнению ведущего специалиста Центра исследований транспортной инфраструктуры Леонида Барышева, "воскресные" эвакуаторы будут эффективны не везде.
— Для Красного Октября, например, характерны узкие проезды, и 6–10 минут простоя остальных автомобилистов, пока эвакуатор будет забирать машину, создадут существенные пробки, — сказал он. — Если спецтранспорт стоит, ожидая припаркованную не по правилам машину или выступая в качестве "пугала" для остальных, он занимает место и также затрудняет движение. Если и оставлять эвакуаторы, то только на фрагментах улично-дорожной сети, где транспорт не создает препятствий другим участникам движения.
Барышев добавил, что около торговых центров эффект от дежурных эвакуаторов "будет держаться не дольше недели".
— Там очень высокая ротация посетителей, человек, скорее всего, не будет приезжать за покупками каждую неделю. А вот рядом с клубами и офисами паркуются завсегдатаи и сотрудники. Дежурящим эвакуаторам почти полностью удалось отучить автомобилистов парковаться в неположенных местах на Краснопресненской набережной, потому что там останавливались клерки из "Москва-Сити", — привел он пример.
Как пояснил эксперт, дежурство эвакуаторов стоит дополнить средствами видеонаблюдения и видеофиксации, потому что они работают адресно. Кроме того, по словам Барышева, на проблемных участках должны дежурить инспекторы, которые могли бы вызывать эвакуатор только в случае необходимости.