"Нереально круто было, спасибо вам девочки!" – владелица "Велоцветочницы" Соня Польская чокнулась с подругами шампанским и так звонко засмеялась, что в их сторону обернулись все посетительницы дорогого салона красоты на Большой Никитской. Польская со своими сотрудниками-флористами пришла на маникюр залечивать покрывшиеся трещинами руки и праздновать окончание цветочного сезона. Она задумала "Велоцветочницу" как перфоманс, а получился бизнес — сезонный, с оборотом 2 млн рублей.

Спустя два года работы Польская на перепутье — оставить мечту и из богемной художницы окончательно перевоплотиться в бизнес-вумен, или превратить свою компанию в аналог художественной галереи: мало зарабатывать, но заниматься творчеством. "Секрет" поговорил с ней о том, как продавать москвичам полевые цветы и о том, как тернист путь из художников в дельцы.

Соня Польская, единственная дочь библиотекарей, с детства мечтала "жить в окружении оригинальных и непонятных людей с нестандартным мышлением" и стать частью богемы. Ей нравилось всё, что связано с дизайном, но, не чувствуя себя талантливой, Польская решила изучать таланты других и поступила на факультет искусствоведения в РГГУ.

На первом курсе она познакомилась с художником Антоном Польским, вышла за него замуж и забеременела. Полянский, уже довольно известный стрит-арт художник, был на семь лет старше, его окружала как раз та публика, о которой Польская мечтала с детства. Супруги создали проект "Партизанинг" – учили москвичей менять пространство города в обход официальных властей – например, заниматься садоводством и пересаживаться на велосипеды.

Через несколько лет, в 2012 году Польская сидела в квартире мужа и думала о разводе: как уйти, где жить с сыном, как найти работу. Взгляд упал на стоявшие в углу красные тюльпаны, и Польская придумала беззаботный образ: она ездит на старом велосипеде "Салют" по Москве и продаёт полевые цветы. Воплощать его она не решилась, и устроилась в Тимирязевскую сельзскохозяйственную академию ухаживать за растениями. За 70 рублей в час она таскала ящики с рассадой, полола и пересаживала. Денег не хватало, спина болела, образ беззаботной цветочницы стал навязчивым. Академия торговала только саженцами и корешками, срезанные цветы продавались за бесценок. Польская решила рискнуть и попробовать воплотить мечту.

Она придумывала, конечно, не бизнес, а перфоманс. Самые большие инвестиции — в белоснежную тележку "Пчёлка" (2500 рублей) и в секатор (600 рублей. "Я купила самый дорогой, потому что он был бирюзового цвета"). "Будут подходить и просить колокольчиков – охапками, так я представляла своё дело", – говорит Польская. Просить, конечно, стали букеты из разных цветов. Так настойчиво, что секатор и "Пчёлка" окупились в первый же день.

Когда сезон закончился, Польская устроилась управляющей к знакомым в антикафе "Циферблат". Привыкшая считать себя героиней второго плана, она вдруг оказалась лидером в окружении двух десятков тинейджеров, сотрудников и посетителей. "Они боялись быть непринятыми, как и я сама, но смотрели на меня как на взрослого авторитетного человека", – говорит Польская. На этой работе она научилась находить общий язык с любыми людьми, добиваться помощи от всех, включая налоговых инспекторов. "Больше всего я боялась, что идею "Велоцветочницы" уведут и ждала удобного случая, чтобы вернуться к её реализации", — вспоминает она.

Осенью 2014 года у сына Польской случился нервный срыв – первый год в школе наложился на окончательное расставание родителей и переезд в новую квартиру. Полянская уволилась из "Циферблата", чтобы проводить больше времени с ребёнком, и к весне 2015 года придумала "Велоцветочницу" заново, отказавшись от идеи возить букеты в корзине велосипеда "Салют".

"Мне хотелось, чтобы всё выглядело более аккуратно", — Польская смеётся, рассказывая, как потратила 20 000 рублей на витрину, очень красивую, но впоследствии оказавшуюся совершенно ненужной. Полянская по-прежнему не просчитывала экономику своего маленького предприятия. Она взяла четырёх помощников-флористов на фриланс, чтобы собирать букеты.

Поиском поставщиков Польская занялась сама: она обращалась к пенсионерам из Подмосковья, которые продавали цветы у дорог или просто выращивали их для красоты на своих дачах. Полевые цветы могут лежать в обычных коробках только полтора часа, потом начинают вянуть. Польская покупает растения длиной от 25 см и платит пенсионерам по 1000 рублей за коробку цветов.

Продавать букеты полевых цветов Польская начала на летних фестивалях, но быстро поняла, что это невыгодно: за день на мероприятиях продавалось примерно 10 букетиков по 350 рублей. Чтобы отбивать затраты и получать небольшую прибыль, "Велоцветочнице" нужно было продавать по пять букетов в день по цене 1000-1500 рублей. Перед тем, как сделать букет, Польская спрашивает клиента, сколько ему не жалко потратить на букет, и собирает цветы на названную сумму. В 2015-ом году большинство покупателей просили букет на 1000 рублей, в 2016-ом – на 1500.

Польская говорит, что плохо помнит лето 2015 года: она вставала в четыре утра, ехала забирать цветы у дачников – без машины ей приходилось возить коробки в метро, мыла растения, фасовала, обрезала, отвозила продавцам, ложилась спать около двух часов ночи. Все её руки покрылись трещинами, две из них не зажили и к началу сезона 2016-го.

Разглядывая их, Польская говорит: "В этом году я постаралась подойти серьёзнее к организации процессов". О "Велоцветочнице" написали несколько СМИ, у Польской появились постоянные покупатели, стали приходить заказы на оформление залов для торжеств — свадеб, дней рождений, корпоративов. В 2016 году она наняла двух управляющих флористов, десяток помощников и два десятка курьеров. В прошлом году ей часто приходилось ездить за цветами к поставщикам самостоятельно и пить с пенсионерами чай, для многих это было важнее денег. В этом году Польская решила абстрагироваться, этим летом большую часть цветов поставщики привозили ей сами на электричках и отдавали курьерам на вокзалах.

В 2015 году "Велоцветочница" продавала около 30 букетов в неделю по 1 000 рублей и занималась оформлением нескольких вечеринок, за пять месяцев работы проект получил выручку — чуть больше миллиона рублей. В сезоне 2016 большую часть доходов принесли корпоративные заказы по украшению помещений. Польская берёт за такие заказы в среднем 3000 рублей. У конкурентов, которые оформляют залы садовыми цветами, ценник от 10 000 рублей. В этом сезоне выручка "Велоцветочницы" — около 2 млн рублей. Всё лето Польская вставала не раньше девяти утра.

Польская хотела бы торговать букетами и зимой. Но теплиц для выращивания полевых цветов не существует.

– Идеально было бы, если бы кто-то построил теплицы, нанял социально уязвимых людей и продавал бы мне за недорого цветочки, – мечтает Польская. – А я бы занималась концептуальными съёмками – с пожилыми женщинами, с геями, и через цветы показывала бы красоту самых разных людей.

– Соня, послушайте, но это же художественный проект, а не бизнес. А сколько стоит строительство теплиц?

– Не знаю, там такое количество фаткоров должно учитываться – полив, сорта, не меньше двух миллионов, наверное. Я не знаю.

Польская не помнит точно ни один показатель своего бизнеса и путается в цифрах, а между тем полевые цветы вошли в моду, ими уже начали торговать конкуренты Польской, в том числе крупная сеть "Мосцветторг". Цены на букеты полевых цветов в этих магазинах существенно выше, чем у Польской – от 2 500 рублей, обороты существенно выше, и сеть сбыта работает лучше. Похоже, если Польская не превратит продажу полевых цветов из художественного проекта в бизнес, за неё это сделают конкуренты.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments