Этичную обувь — то есть сделанную из искусственных материалов гуманными методами — в мире производят многие: от демократичных марок вроде Vegetarian Shoes и Matt & Nat до люксовых вроде Stella McCartney. Российские же обувщики пока намного более традиционны и осторожны.
Первое важное исключение — петербургская марка этичной обуви Anima, которую весной запустила экономист Анна Кравец: маленький производитель принципиально использует материалы, в составе которых нет компонентов животного происхождения. Шоу-рум марки находится в Maker Design Loft — двухуровневом атриуме с видом на Марсово поле, который открылся в начале ноября и аккумулирует российские дизайнерские бренды. Цены на продукцию в среднем ниже, чем, например, у Afour или Mislistudio: 6 500 рублей за сапоги (самый популярный товар), 6 700 рублей за мужские зимние ботинки и 4 300 рублей за балетки.
The Village поговорил с Анной о том, сколько стоил запуск марки, кто покупает этичные сапоги и как на нее реагировали на петербургских обувных фабриках.
Анна Кравец, основательница марки Anima:
У меня экономическое образование, и до Anima я работала по специальности. Но с каждым годом все больше понимала, что это не мое призвание. В компании начались сокращения, и я оттуда ушла. Стала искать работу в зоозащитной сфере, потому что она всегда мне нравилась.
Чуть больше года назад я познакомилась с организацией "Вита". Тогда же стала веганом. Оказалось, что это несложно: первое время, конечно, хочется привычных продуктов, но через пару месяцев ты уже на все смотришь по-другому.
Идею производства этичной обуви мне подала Динара Агеева (руководитель отделения Центра "Вита" в Петербурге и Ленобласти — Прим. ред.). До этого я практически ничего не знала об экомоде. Оказалось, что в России — и, в частности, в Петербурге — нет таких производств. Притом что веганских продуктов производят достаточное количество: есть искусственные меха и этичная одежда. Конечно, бывает и обувь из искусственной кожи, но ее делают из соображений дешевизны, а не этики.
Я не обувщик, поэтому в первую очередь мне понадобились мастера. Начала искать производителя в Петербурге. Пыталась общаться с фабриками, но, как правило, минимальный заказ на крупных производствах начинается от ста пар. Большинство отказывало еще и из-за того, что в их представлении хорошая обувь обязательно кожаная. Один производитель так и заявил: "Мне стыдно говорить своим работникам, что я буду шить обувь не из кожи".
В итоге я нашла несколько небольших производств обуви ручной работы, с которыми работаем на сегодняшний день. Решили провести эксперимент: я заказываю у них обувь — дизайн и работа их, а материалы мои, так как я должна точно понимать, из чего шьют изделия.
С материалами непросто. Часто производители скрывают полный состав искусственной кожи: когда просишь развернутую характеристику, выясняется, что там есть крошка кожи животных или прессованная кожа.
Впрочем, есть и хорошие новости: с октября официальные оптовые поставщики начали привозить в Петербург специальную обувную экокожу. Раньше ее в городе не было. Была экокожа общего назначения — универсальная: в основном такой обтягивают салоны автомобилей и мебель. Обувная на порядок лучше в пошиве, в носке — во всем. Ее мы и используем.
Подошвы и каблуки приходят с итальянской фабрики. Получается, что дизайн российский, расходные материалы итальянские, а экокожа — китайская.
Для старта понадобилось около 40 тысяч рублей. Запустились весной, сшили 10 тестовых пар обуви. Я надеялась, что выйду на окупаемость к концу года, но пока в нуле. В плюс надеюсь выйти в следующем году.
Помимо тех мастеров, с которыми Anima работает сегодня, я пыталась сотрудничать с другими обувщиками с классным дизайном. Но у них иной уровень цен. Веганы же, по моим наблюдениям, — это в основном молодое поколение, лет до 30. Даже про Anima они говорят: "Дорого". А у большинства индивидуальщиков еще дороже — клиенты просто не потянут.
Я делаю минимальную наценку — около 30 %. Понимаю, что не заработаю больших денег, но мне важен сам процесс: небольшая наценка позволяет продвигаться, постепенно наращивая базу клиентов.
Сначала за покупками приходили в основном знакомые веганы, потом — когда я стала участвовать в веганфестах — стали заглядывать люди, которым понравилось, как выглядит обувь. Вскоре подтянулся еще один сегмент: женщины с проблемными стопами, которым трудно подобрать удобную обувь. Сейчас также обращаются женщины с особенностями: очень узкими или, наоборот, очень полными ногами. Большую роль играет тот фактор, что мы все делаем по меркам.
В конце января — в феврале у нас появится 3D-сканер. Сейчас я снимаю мерки вручную, а с появлением сканера можно будет сканировать ногу. Этим мы хотим добиться еще большей точности.
В дальнейшем я бы хотела уйти от большого разнообразия: сделать пять-шесть ходовых моделей на весну с вариацией цветов. В следующем сезоне в моде будет высокая платформа, этномотивы, спортивная обувь ярких и светлых цветов — на это и ориентируемся, а также на наш опрос.