Одни экономят, другие боятся инфляции и тратят сбережения на квартиры и машины — так коротко можно описать сегодняшнее поведение российских потребителей.

И в том и в другом случае на рынке преобладает потребление дешевого продукта. Эта тенденция начала формироваться еще пару лет назад — кризис заставил россиян экономить. Производители быстро отреагировали и предложили рынку более экономный продукт, считая, что это временная мера, с окончанием кризиса спрос восстановит свою структуру. «Сегодня мы понимаем, что этого не произошло: как минимум лет пять самым востребованным будет дешевый товар», — говорит Алексей Нечаев, генеральный директор компании «Фаберлик».

Можно было бы ожидать в этом году улучшения потребительских настроений, если бы не продовольственная инфляция, стартовавшая прошлым летом. Рост цен на продукты питания, составивший по некоторым позициям до 50%, и увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги стали причиной общего снижения потребления товаров повседневного спроса. В то же время боязнь распространения инфляции на непродовольственный сектор привела к взрывному росту отложенного спроса в таких отраслях, как автомобильная и недвижимость. Покупку машины или квартиры россияне традиционно считают лучшими инвестициями.

Ипотека сдвинула рынок

Начало года выдалось удачным для операторов рынка недвижимости: продажи жилья плавно растут во всех сегментах. По данным федерального Росреестра, в первом квартале 2011 года количество сделок на вторичном рынке жилья Москвы увеличилось на 18% по сравнению с первым кварталом 2010 года, а относительно 2009 года — в два раза. Не отстают, а зачастую опережают Москву региональные рынки недвижимости. В первом квартале объемы сделок купли-продажи на рынке вторичного жилья в Нижегородской области выросли на 50%, в Татарстане — на 40%, в Новгородской области — на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. «На рынке жилья Екатеринбурга обороты сейчас высокие, сопоставимые с показателями 2006 года, когда на рынке царил ажиотаж», — говорит начальник аналитического отдела Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков.

Радужная картина складывается на первичном рынке. По данным компании «Пересвет групп», по сравнению с прошлым годом спрос на новостройки в московском регионе вырос на треть. Согласно официальным отчетам ГК ПИК (компания строит жилье в Московской, Калужской области, Нижнем Новгороде, Калининграде, Ярославле), по сравнению с прошлым годом ежедневные объемы реализации выросли почти вдвое: с 14 до 21 единицы жилья. Многие региональные застройщики отреагировали на восстановление спроса размораживанием новостроек, запуском новых проектов. По словам Михаила Хорькова, ежемесячно на рынке новостроек Екатеринбурга появляется три-пять новых проектов. Строительство жилья интенсивно восстанавливается в Перми.

Весенний всплеск активности на рынке недвижимости объясняется ростом платежеспособного спроса, а также увеличением объемов ипотечного кредитования. Количество ипотечных сделок растет повсеместно. Региональные банки активно предлагают ипотечные программы, интегрированные с федеральными программами субсидий (например, с зачетом материнского капитала). По данным Росреестра, в Пермском крае объемы ипотечных операций в первом квартале выросли на 10%, в Нижнем Новгороде на 56,6%, в Татарстане на 89%, а в Свердловской области — почти в три раза по сравнению с первым кварталом прошлого года. По мнению участников рынка, официальные данные о темпах роста ипотечного кредитования зачастую выглядят не вполне правдоподобно, однако в целом совпадают с общим вектором развития рынка. На долю ипотечных сделок приходится уже около 40–50% операций с жильем.

О росте ипотеки рапортуют и застройщики. Один из крупнейших подмосковных девелоперов — группа «Мортон» — за первые три месяца этого года продал в ипотеку втрое больше квартир, чем в лучшие по объемам продаж периоды 2010‑го. На долю ипотечных сделок в общем объеме продаж у этой компании приходится 20–30%. Рост кредитных покупок зафиксирован и ГК ПИК: доля ипотечных сделок выросла с 3,1% в прошлом году до 12,4% в нынешнем.

Росло число межрегиональных сделок с жильем. На московский рынок новостроек стали возвращаться покупатели из провинции. Так, по данным компании «Миэль-Новостройки», доля региональных покупателей в 2009 году составляла 19,3%, а в 2011-м выросла до 26%. Приезжие из Центральной России, Поволжья, Сибири, Урала раскупают около трети подмосковных и столичных новостроек. «Недавно продали три квартиры в элитной новостройке в центре Москвы. Все покупатели — иногородние, из Тюмени, Сургута и Петербурга», — рассказывает один из риэлтеров. Жилую недвижимость в экономически развитых регионах с благоприятными климатическими условиями (Белгород, Воронеж, Ярославль) также активно приобретают северяне (в том числе — с использованием субсидий).

Одна из последних тенденций (пока характерная для московского рынка) — восстановление спроса на жилье в среднем и верхнем ценовых сегментах. Если в течение прошлого года спрос был сфокусирован на экономичных малогабаритных квартирах, то в последнее время увеличивается количество сделок с качественной недвижимостью. В Москве опережающими темпами стали расти цены на квартиры в кирпичных и кирпично-монолитных домах. Некоторые эксперты объясняют повышенный интерес к такому формату дефицитом новых проектов на московском рынке из-за инвестиционного ступора. Новые девелоперские проекты единичны и связаны преимущественно с застройкой территорий бывших промзон жильем экономкласса. Качественных вариантов на вторичном рынке тоже немного, несмотря на рекордные объемы предложения.

Аналогичная картина и на рынке загородной недвижимости. В начале года выросла ликвидность участков с контрактами на строительство домов в организованных коттеджных поселках на престижных направлениях, тогда как еще в прошлом году на рынке преобладали покупатели дешевых участков без подряда, под самострой. Эксперты связывают рост спроса не только с восстановлением платежеспособности населения, но и с изменениями в структуре предложения. «Многие девелоперы, работающие в верхнем ценовом сегменте, переформатировали загородные проекты, которые раньше предлагались по неподъемным ценам. Появилось много более демократичных вариантов. Застройщики расширили линейку предложений, сократили площади участков, домов, построили инфраструктуру», — рассказывает заместитель гендиректора Soho Estate Ирина Егорова.

Несмотря на отдельные перекосы в структуре спроса и предложения, цены на жилье пока относительно стабильны, хотя и начинают постепенно расти. Особенно это заметно в первичном сегменте. Так, с московского рынка почти исчезли квартиры в строящихся панельных домах по 90–100 тыс. рублей за метр — средний «ценник» вырос до 120–130 тыс. рублей. «Акции, скидки, призванные в кризис раскачать продажи, остались в прошлом», — говорит один из наших собеседников. По словам екатеринбургских риэлтеров, если в прошлом году большинство квартир на первичном рынке продавалось по 45–50 тыс. рублей за метр, то сейчас ценовой диапазон вырос до 55–60 тыс. рублей. Особняком стоит разве что подмосковный рынок новостроек: здесь объем предложения превышает прошлогодние показатели в два раза. А за счет выхода новых проектов на «нулевой» стадии строительства с начала года средняя цена подмосковной первички снизилась на 3,5%.

По мнению экспертов, вывести рынки недвижимости (и в первую очередь московский) из ценового равновесия способен резкий приток спекулятивного капитала — например, с перегретого биржевого рынка. «Возможная коррекция на фондовом рынке может спровоцировать отток средств в недвижимость», — полагает руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко. К слову, нечто подобное уже наблюдалось в начале 2008 года, когда на пике биржевых индексов часть инвесторов решила зафиксировать прибыль и переложиться в альтернативные инструменты. Некоторые аналитики убеждены, что тогда часть прибыли от операций с ценными бумагами перекочевала на рынок недвижимости — ведь буквально за три-четыре месяца квартиры в Москве подорожали на 20–25%. По словам риэлтеров, уже сегодня многие покупатели жилья вновь рассматривают недвижимость как актив для размещения свободных средств, рассчитывая если не на взрывной рост цен, то по крайней мере на плавный подъем рынка.

Автовладельцы жмут на газ

Окончательно преодолев кризис, российский автомобильный рынок продолжает активный рост. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых машин в первом квартале текущего года подскочили на 77% по сравнению с аналогичным периодом 2010-го и достигли 517 тыс. штук. Отчасти такие внушительные показатели прироста объясняются эффектом низкой базы — в начале 2010 года авторынок находился в послекризисном ступоре, к тому же еще толком не заработала утилизационная программа (официально она стартовала в марте 2010 года). Не столь значимые цифры прироста получаются, если сравнить первые месяцы продаж текущего года с показателями конца года прошлого. Да, в марте зафиксирован рекордный уровень продаж (223 тыс. автомобилей), однако в январе и феврале показатели были ниже, чем средние месячные результаты второй половины прошлого года (см. график).

В любом случае российский рынок продолжает активно расти, по прогнозам, в текущем году он должен увеличиться на 20–30% (до 2,3–2,5 млн машин). Продолжающийся рост объясняется тем, что автомобильный рынок в России остается ненасыщенным — уровень проникновения у нас в разы меньше, чем в развитых в странах. Влияет и эффект отложенного спроса: в кризис люди из-за неуверенности в будущем откладывали крупные покупки. Многое делают для стимулирования продаж и сами участники рынка. В частности, автопроизводители совместно с финансовыми структурами активно развивают привлекательные схемы кредитования. Не стоит забывать и о том, что продолжает действовать государственная утилизационная программа: сертификат в 50 тыс. рублей на покупку новой машины по-прежнему выдается при сдаче на переработку старого автомобиля.

Именно благодаря действующей утилизационной программе высокие показатели прироста продаж демонстрирует самая доступная на рынке продукция — российского АвтоВАЗа (см. таблицу): крупнейший российский автопроизводитель по итогам прошлого года продолжает занимать около четверти рынка.

У иностранцев в России поменялись лидеры: на первое место вырвалась Renault (31,031 тыс. проданных машин за первый квартал, прирост 93%), по итогам прошлого года занимавшая третье место. 90% продаж приходится на недорогие Logan и Sandero. На столичном заводе «Автофрамос», где выпускаются эти модели, была введена третья смена, что дало возможность французской компании осуществить столь значимый рывок в продажах.

Второе место, с разницей всего в несколько десятков автомобилей, занимает Chevrolet (31,003 тыс. штук, прирост 51%). Почти треть продаж этой марки приходится на выпускаемый на совместном с АвтоВАЗом предприятии внедорожник Chevrolet Niva. Вопреки ожиданиям, на третье место отодвинулась самая успешная корейская марка — Kia (30,2 тыс., прирост 71%). Связано это с тем, что пока у Kia нет своего локомотива продаж — собираемого в России бестселлера. Впрочем, такая машина может скоро появиться — на заводе Hyundai под Санкт-Петербургом предполагается начать производство нового седана Kia (вероятно, это будет показанный в конце апреля на Шанхайском автосалоне K2).

А вот у марки Hyundai, похоже, такой бестселлер уже есть. С февраля на заводе Hyundai под Питером полным ходом идет производство специально созданного для России седана Solaris. За февраль–март было продано 10 тыс. машин, а с начала апреля завод перешел на двухсменный режим работы, который позволит довести объем производства до 10 тыс. автомобилей в месяц. Таким образом, Solaris имеет шанс получить звание самой продаваемой иномарки в России (в марте таковой был Renault Logan с показателем продаж в 7,1 тыс. штук). Сейчас спрос на новую корейскую машину существенно превышает предложение: в дилерских салонах очередь на Solaris растянулась на срок до полугода. В этих условиях Hyundai позволяет себе поднимать цену: стоимость самой доступной модификации Solaris недавно была повышена с 379 тыс. до 399 тыс. рублей.

Впрочем, очередь выстраивается не только на корейские машины. Как в старые добрые времена автомобильного бума, наблюдается, например, нехватка некоторых моделей Toyota, Chevrolet, Volkswagen (скажем, выпускаемый в России Volkswagen Polo также нужно ждать до полугода).

Последние итоги продаж обращают на себя внимание бурным приростом реализации японских машин. На 163 и 125% увеличились соответственно продажи Nissan и Toyota и аж на 212% скакнули продажи Mitsubishi. Повышение спроса объясняется в том числе последствиями стихийного бедствия в Японии: те, кто задумывался о приобретении японского автомобиля, стремятся сделать это сейчас, пока не начались перебои с поставками. Опасения покупателей отчасти оправданны: в настоящее время дилеры производимых в Японии машин продают накопленные до землетрясения запасы, однако уже летом могут начаться перебои с поставками. Кстати, из-за перебоев с комплектующими в конце текущего месяца на неделю приостановил свою работу российский завод Nissan. Впрочем, представители этой пятой по популярности автомобильной марки в России утверждают, что Nissan до конца года без проблем наверстает производственный план предприятия.

Меньше товаров за те же деньги

Более сдержанное потребительское поведение наблюдается в сегменте товаров повседневного спроса, прежде всего это продукты питания. «К настоящему времени спрос восстановился почти по всем позициям, но пока лишь в денежном выражении», — отмечает президент исследовательской компании «Ромир» Андрей Милёхин. По его словам, в январе 2011 года (с поправкой на инфляцию 10–12% годовых) можно было говорить лишь о сохранении уровня потребления предыдущего года. Показатели февраля–апреля оказались более оптимистичными и указывают на возобновление спроса. Учитывая инфляцию, реальный рост повседневного потребления по отношению к 2010 году составляет не более 3–5%.

Представители розницы, в первую очередь продовольственной, отмечают, что рынок уже оправился от роста цен и торговые сети налаживают стабильную работу. «Мы видим по разным торговым сетям, что потребительский спрос начинает расти, — говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. — Пока ритейл на докризисный уровень продаж не вышел. Но если динамика потребления сохранится на прежнем уровне, то уже к концу 2011 года ритейл выйдет на докризисные объемы продаж».

Между тем многих ритейлеров тревожит, что по сравнению с прошлым годом потребительский спрос пусть и не падает, но в целом потребители становятся менее уверенными в своих покупках. По словам председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка Александра Борисова, сегодня с учетом инфляции валовой объем торговли растет, но по количеству покупок и по цене среднего чека наблюдается снижение продаж.

О текущем неуверенном спросе, о нежелании потребителей тратить говорит тот факт, что розничные сети, работающие в дешевом сегменте, наблюдают рост числа покупателей. «Возможно, некоторые наши новые клиенты приходят к нам из премиум-класса или других сетей», — комментирует член совета директоров компании «Ашан Россия» Людовик Олинье. Он также подтверждает, что посетители его сети стали меньше покупать и более внимательно относиться к своим расходам.

«Наши продажи не падают, но и не растут так активно, как нам хотелось бы», — говорит генеральный директор сети онлайн-магазинов «Утконос» Владимир Рюмин. Он замечает, что c начала текущего года люди стали заказывать меньше алкоголя и мясных изделий.

За прошлый год тенденции, которые появились в начале кризиса, только усилились. Покупатели стараются экономить и пытаются найти больше качественных продуктов за прежние деньги. Зачастую ритейлеры им в этом активно помогают: сегодня почти все магазины на постоянной основе устраивают акции по различным группам товаров, и некоторые уже специально ищут на полках товары со скидочными ценниками. Торговые сети увеличили в своем ассортименте количество товаров под собственными торговыми марками (СТМ). Причем все больше СТМ появляется в среднем ценовом сегменте, а не только в низком, как раньше.

Другая тенденция, которая существует уже давно, но сегодня набирает ход, — рост интереса к здоровому питанию. Так, в магазинах сети «Перекресток» активно пытаются расширить ассортимент свежих продуктов. В компании «Ашан» подтверждают, что у людей растет интерес к овощам, фруктам, охлажденному мясу и рыбе и падает — к консервам и продуктам быстрого приготовления.

Следим за ценами

Некоторое оживление спроса в рознице пока не дает заметных преимуществ производителям продуктов питания, и настроение у переработчиков менее оптимистичное, чем у ритейлеров. Более того, многие производители считают, что сейчас из-за последствий инфляции ситуация хуже, чем весной 2010-го. До конца прошлого года производители всячески старались сдерживать рост отпускных цен, оптимизируя издержки. С января 2011-го наступила новая волна инфляции, и большинство предприятий из-за растущих расходов приняло решение цены поднять. В результате целый ряд предприятий ощущает снижение продаж.

По данным Молочного союза России, за последние четыре месяца спрос на цельномолочную продукцию в натуральном выражении упал на 2,2%, а по маслу и сырам — на 5%. «Сегодня спрос на молоко и молочную продукцию находится на более высоком уровне, чем в 2009 году, но ниже, чем в 2010-м, когда с февраля по август потребление увеличилось на 12 процентов», — говорит исполнительный директор Молочного союза Владимир Лабинов. Его слова подтверждают представители компаний «Данон» и «Юнимилк».

В мясном секторе ситуация сначала выглядела чуть лучше: в четвертом квартале прошлого года цены на ряд мясных продуктов стали снижаться. Это произошло вследствие избыточного предложения мяса на рынке — из-за неурожая зерновых цены на корма выросли, и многие сельхозпроизводители, боясь разорения, увеличили убой животных. Параллельно увеличился импорт мяса в страну, особенно мяса птицы, что тоже привело к снижению цен на мясопродукты. Благодаря этому спрос на мясо понемногу рос. Однако с начала этого года, по мере реализации избыточного предложения мяса, цены стали расти. Это неизбежно стало сказываться на бизнесе мясопереработчиков — сегодня многие предприятия работают с убытками, тогда как в прошлом году в это же время работали с прибылью.

«С начала года до марта спрос у нас повысился примерно на 10 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, — рассказывает генеральный директор Обнинского колбасного завода Анатолий Косинский. — Но как только мы подняли цены, спрос резко снизился, показатели вернулись на прошлогодний уровень. С конца апреля продавцы наших колбасных изделий увеличили объемы закупок на 30 процентов — ожидалось, что спрос вырастет. Но пост закончился, а население колбасу так и не покупает».

Стабильную положительную динамику сохраняет, пожалуй, только рыбный рынок. По данным аналитического центра Рыбный союз, с января по апрель 2011 года потребительский спрос на рыбу и морепродукты вырос на 7,8%. При этом цены на рыбу тоже стали расти, на 5,5% за означенный период, в то время как за весь прошлый год рост составил всего 4,8%. «Спрос на рыбу увеличивается потому, что это самый дешевый белок животного происхождения, и сегодня цены на замороженную рыбу ниже, чем на продукцию из мяса птицы», — комментирует руководитель Рыбного союза Тимур Митупов. По его словам, в основном цены на рыбопродукцию выросли за счет снижения объемов поставок импортного филе пангасиуса из Вьетнама и Китая (часть их продукции не соответствовала новым российским стандартам по нормам глазури). В дальнейшем цены будут расти в пределах инфляции, а потому спрос будет увеличиваться.

Наиболее значительный рост цен среди других продуктов питания сегодня наблюдается на овощи, фрукты, а также крупяные изделия. По данным Росстата, за первые три месяца лидерами в этом списке оказались овощи, подорожавшие по отношению к декабрю 2010 года более чем на 20%. Впрочем, это рост больше сезонный, он лишь немногим превышает уровень марта–апреля прошлого года. «Потребительский спрос на гречку и пшено очень низкий из-за высоких цен, — рассказывает коммерческий директор компании “Ангстрем” Оксана Линник. — Но есть увеличение спроса на рис — в этом сезоне в нашей стране был хороший урожай риса, поэтому на фоне других круп его цена выглядит привлекательной. Растут и продажи так называемых серых круп — овса, перловки, — цены на них уже стабилизировались».

Потребительский спрос на хлебную продукцию примерно сопоставим с уровнем прошлого года. «В настоящее время мы видим очень небольшой рост продаж по сравнению с прошлым годом, наверное, из-за увеличения количества людей, соблюдающих пост. А если брать март–апрель 2008 года, то, конечно, сегодня есть падение — на 20 процентов», — отмечает генеральный директор пекарни «Боско-Л» Леонид Мерзон.

Не упал спрос на алкоголь. По мнению руководителя Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, не только в нашей стране, но и во всем мире прослеживается тренд к увеличению потребления спиртных напитков. Причина тому — медленный выход из кризиса, неуверенность потребителей в завтрашнем дне. По данным Росстата, за первые месяцы 2011 года производство пива и игристых вин по отношению к прошлому году, выросло на 5–6%. В положительной динамике находятся водка, ликеро-водочные изделия, продажи которых выросли на 1%, и коньяки, увеличившие свою долю на 2%. На 2% упал спрос на столовые вина и слабоалкогольные напитки. Генеральный директор компании «Абрау-Дюрсо» Борис Титов говорит, что в его компании основное снижение спроса было в 2009 году, а сегодня, наоборот, чувствуется серьезное увеличение продаж. Впрочем, последний факт в большей степени обусловлен успешной работой внутри компании: за минувший год реализация игристых вин в «Абрау-Дюрсо» выросла более чем на 30%.

Спрос на продукты для настроения

Ситуация на рынке непродовольственных товаров повседневного спроса самая депрессивная. Даже смена сезонов, традиционно стимулирующая продажи, в этом году не принесла компаниям существенного роста прибыли. Фактически объемы таких отраслей, как одежная, обувная, мебельная, остаются на уровне весны прошлого года. Динамика есть лишь у компаний, которые выбрали особую стратегию развития — предлагать качественный продукт по доступной цене. Но это единичные игроки, как правило, отраслевые лидеры. Большинство компаний рассчитывает на рост в лучшем случае в 2012 году, когда в стране будут увеличены бюджетные социальные выплаты, а значит, и доходы россиян немного увеличатся. Но и тогда развитие потребительского рынка будет умеренным, докризисная динамика роста на 20% в год уже не повторится. К тому же есть еще один фактор, сдерживающий спрос. В последний год резко выросла стоимость сырья для производства непродовольственных потребительских товаров: хлопкового и искусственного волокна, кожи, меха и проч. Чтобы компенсировать растущие издержки, компании в ближайшее время неизбежно будут повышать цены, что опять-таки приведет к оттоку покупателей.

Впрочем, есть отдельные отрасли — например, ресторанная, косметическая, отрасль косметологических услуг и другие, — которые демонстрируют положительную динамику — до 5–10% роста за год. «Эта весна заметно повеселее», — характеризует ситуацию Алексей Нечаев. «Косметика и парфюмерия — своеобразные антидепрессанты, которые наиболее востребованы в кризисное время», — отмечает рыночный аналитик Анна Смирнова-Дычева. Структура спроса на косметику изменилась, как и отечественный потребрынок в целом: выросли продажи более дешевого продукта. Компании, работающие в масс-маркете — «Сибирское здоровье», «Первое решение» (бренд «Рецепты бабушки Агафьи»), — даже смогли немного увеличить свою рыночную долю. Игроки же из среднего и более высокого сегментов пытаются удешевить свои продукты. «Два года назад мы запатентовали уникальную систему липосом, которая помогает полезным компонентам проникать в клетки кожи. Из-за того что это был наш патент, мы удешевили его и вывели на рынок дешевый бренд Beauty Cycle, который обеспечил всплеск продаж», — говорит Алексей Петренко, директор по корпоративным связям компании Amway. По сходному пути пошли и некоторые отечественные игроки. «Мы на 20 процентов удешевили дорогую линию кислородной косметики за счет резкого увеличения объемов производства, — рассказывает г-н Нечаев. — Тем самым наши продажи выросли. Нынешний потребитель ориентирован на умеренную цену. Покупать дорого — это теперь уже не круто».

Рынок общественного питания тоже демонстрирует положительные темпы роста, что отчасти связано с аналогичной «антидепрессивной» функцией ресторанных услуг. «В первом квартале 2011 года увеличение операционной выручки составило в среднем 10,5 процента, — говорит Сергей Бешев, президент холдинга “Росинтер Ресторантс”. — Особенно спрос оживает в регионах. Это связано с тем, что ресторанный рынок во многих российских городах не насыщен». Наиболее востребованный продукт на ресторанном рынке — тот, что продается по умеренной цене. «Мы удерживаем цены на уровне 10–15 долларов, и это обеспечивает нам стабильный приток продаж», — говорит Евгений Коган, владелец сети кофеен «Кофеин».

Больше не наряжаемся

Сильнее всего сократились по сравнению с прошлым годом рынки текстиля, одежды и обуви — от 10 до 30%. Тому есть несколько причин. Первая — насыщенность этих рынков: темпы роста на них начали снижаться еще перед кризисом, и нынешняя ситуация — продолжение тренда. Важную роль сыграло и перераспределение трат в пользу более дорогих товаров и услуг. «Спрос переметнулся на другие виды потребтоваров. Люди стали больше покупать бытовую технику, в том числе в кредит, и сегодня она составляет серьезную конкуренцию одежде», — говорит Андрей Бурматиков, директор креативного центра одежной компании Sela.

«Потребление одежды падает. Спрос стал жестче и избирательнее. Посещаемость торговых центров упала на 10–15 процентов», — соглашается с ним Ксения Рясова, президент одежной компании Finn Flare.

В центральной части России свою лепту внесли и температурные колебания: резкое наступление тепла после зимы оставило нереализованным обширный демисезонный ассортимент одежды и обуви. Наконец, к снижению спроса на эти виды товаров привело повышение цен у некоторых компаний. Причиной тому, как мы уже говорили, стало резкое удорожание в конце прошлого года необходимого сырья — хлопка, искусственных волокон, меха, кожи. «Рост стоимости хлопка на 30 процентов привел к тому, что мощности по его переработке в Узбекистане загружены всего наполовину, — рассказывает Василий Гущин, глава ивановского текстильного холдинга “Мега”. — Ткани дорожают, а следовательно, и постельное белье из них. Соответственно, сокращаются заказы, продажи падают и в нашей собственной рознице».

Чтобы удержаться на плаву, компании сегодня как никогда часто обращаются к акциям, стимулирующим продажи, прежде всего к дисконтным программам. Скидки на одежду и обувь, доходящие до 90%, стали едва ли не главной особенностью нынешнего весеннего сезона. Иногда они приводят к некоторому оживлению продаж. Например, обувная компания «Эконика» на 30% процентов нарастила оборот, продавая свою линию Alla Pugacheva по специальным ценам в день рождения эстрадной певицы. Однако чтобы поддерживать распродажи буквально в режиме нон-стоп, как это происходит сегодня, компаниям приходится изо всех сил снижать издержки. И у многих этот ресурс уже исчерпан: еще полтора-два года назад все они максимально оптимизировали бизнес. Игроки, пытаясь удержать потребителя, начинают искать другое, более дешевое сырье, хотя зачастую это ведет к снижению качества продукта. «Но россияне сегодня не так обращают на это внимание, как до кризиса. Обувь из кожзаменителя пользуется наибольшим спросом просто потому, что она на 40 процентов дешевле, — рассказывает Антон Титов, глава компании “Обувь России”. — Для нас переход на искусственное сырье был неизбежным шагом. Например, из-за наводнений в Австралии, которая является главным поставщиком овечьих шкур на мировой рынок, цены на этот продукт взлетели в разы. Для обувщиков это очень чувствительно: овечья шкура — важное сырье, из него, например, делают обувные подкладки. Поэтому нам сейчас приходится использовать в производстве искусственные материалы, технология изготовления обуви из которых более дешевая и предсказуемая».

Новинки по старым ценам

Представители рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ) отмечают, что в 2011 году объем продаж хоть и находится на восходящем тренде, но в то же время из-за высокой инфляции население снова начинает экономить. Общий рост цен в стране уже привел к тому, что повседневный потребительский спрос от товаров длительного пользования начал перераспределяться в сторону продовольствия, что не радует игроков рынка бытовой техники.

«Явного роста, который начался в прошлом году, сейчас уже нет, — комментирует генеральный директор группы компаний “Техносила” Михаил Кокорич. — Мы видим, что потребительские настроения изменились, замечаем новую сезонность. Например, март для нас был провальным месяцем — не было такого всплеска продаж, как в начале года или в апреле, который уже показал рост». Его слова подтверждает председатель совета директоров компании «Техношок» Виктор Гордейчук.

Особенность рынка БТиЭ — дефляция. Цены на ряд категорий пусть и не падают (мы не имеем в виду распродажи товаров), но и не растут. Как правило, более современные аналоги по стоимости сопоставимы с ранее представленными в магазинах товарами. Например, сегодня компании отмечают, что продажи старых телевизоров и больших компьютеров снижаются — им на смену приходит спрос по ноутбуки, планшетники, электронные книги. Однако с учетом растущего интереса покупателей к новинкам средняя цена продаж техники остается на прежнем уровне.

По мнению продавцов, потребители уже не будут такими же, как до кризиса. Если раньше настроения покупателей были скорее подростковыми, люди с горящими глазами хватались за все необычное, то теперь они становятся мудрее, выбирая самое необходимое. Кроме того, нельзя не отметить, что сейчас появляется другой пласт потребителей, с иным менталитетом, — это двадцатилетние, которые уже родились в рынке. Они начинают формировать новое потребительское поведение, в том числе активно обращаясь к таким каналам распространения товаров, как интернет.

Онлайн-ассортимент растет

Пока онлайн-ритейл составляет чуть более одного процента от объемов продаж традиционной торговли. Однако спрос на товары по интернету увеличивается буквально с каждым днем. Большинство компаний с радостью перечисляют свои успехи. К примеру, оборот Ozon.ru в 2010 году вырос на 34% (более чем на 1 млрд рублей), а продажи компании Ютинет.ру в первом квартале 2011 года по отношению к первому кварталу 2010-го выросли в три с половиной раза.

Причины обращения покупателей к интернету — низкие цены (как минимум на 10% дешевле традиционной розницы) и удобство покупки. «По моему ощущению, рынок онлайн-торговли становится более осмысленным, — рассуждает генеральный директор Wikimart Камиль Курмакаев. — Еще год назад многие покупали у нас потому, что мы продавали товары по низким ценам, а сегодня потребители больше начинают ценить сервис, который мы им предлагаем, качественные товары, не обязательно премиальные».

Как правило, российские потребители через интернет приобретают в основном бытовую технику и электронику. Однако если в прошлом году в онлайн-торговле доля БТиЭ составляла 62%, то в этом году — порядка 55%. Ряд онлайн-ритейлеров подтвердил, что доля электроники сокращается в пользу самых быстрорастущих категорий — одежды и детских товаров. Набирают обороты и продажи авиабилетов, подарков, спортивных товаров, косметики.       

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments