Крупнейший в мире магазин музыки iTunes Store пришел в Россию слишком поздно. Никто не хочет скачивать песни: удобнее слушать в интернете. За рубежом растет популярность сервисов, предлагающих платные абонементы на неограниченное число прослушиваний и загрузок. У нас этим сервисам придется бороться с привычкой потребителей бесплатно слушать музыку в "В контакте".

Кто обидел Тимати

Есть мнение, что мировая звукозаписывающая индустрия нащупала дно: в конце февраля Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) рассказала, что в 2012 году мировые продажи музыки впервые за последние 13 лет выросли. Пока, правда, всего на 0,3%, до $16,5 млрд.

В России речь не идет и о сотых долях процента. Данных о состоянии продаж в 2012 году пока нет, но вот в 2011 году, согласно отчету одного из участников IFPI — Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), говорилось о падении на 30%, до ничтожных по меркам мировой индустрии $76 млн.

В недавнем исследовании IFPI России посвящен целый раздел: фото кажущегося печальным Дениса Мацуева и текст о том, как пираты, засевшие в социальной сети "В контакте", лишают прославленного пианиста, а также "лидера европейских чартов" Тимати положенных им роялти. Нигде, впрочем, не объясняется, почему кто-то платит за музыку в США или Европе — сайт vk.com (не говоря уже о торрентах) доступен везде.

Считается, что дело в привычке. Мировые продажи MP3 в прошлом году выросли на 12% и достигли $5,6 млрд. Более 60% этой суммы — выручка iTunes Store, уникального магазина цифровой музыки. Десять лет назад магазин понадобился Стиву Джобсу для популяризации плееров iPod, сейчас это ключевой элемент экосистемы Apple. Не только музыка, но еще видео и, главное, приложения для устройств на iOS — все здесь.

Российская версия iTunes Store обзавелась музыкальным каталогом лишь в декабре прошлого года (до этого в ней были представлены только приложения). Большое событие — это ведь и правда лучший магазин: хороший каталог и покупки в один клик. А в России еще и цены в полтора раза ниже, чем, например, в США: одна песня — до 20 руб., альбом — около сотни. Но проблема в том, что во втором десятилетии XXI века к покупке песен и альбомов приучать, скорее всего, поздно.

Сегодня главная надежда индустрии — облачные сервисы, которые берут деньги не за скачивание, а за прослушивание музыки онлайн. Число платных подписок на стриминговые музыкальные сайты только по итогам прошлого года увеличилось на 44%, до 20 млн человек. Крупнейший сервис такого рода — шведский Spotify: 5 млн его подписчиков ежемесячно платят $4,99 или $9,99 (аккаунт подороже включает приложение для смартфона, с помощью которого можно слушать музыку онлайн или, чтобы сэкономить на трафике, сохранить ее в памяти устройства). Всего на сайте зарегистрировано 20 млн человек (бесплатный аккаунт включает всего десять часов музыки в месяц, то есть не более 15 пластинок) — два года назад было вдвое меньше.

В России Spotify, впрочем, пока не доступен. Год назад основатель "В контакте" Павел Дуров рассказал в одном из интервью на конференции DLD в Мюнхене, что глава Spotify Дэниел Эк обращался к нему с предложением сотрудничать. Дуров отказался, потому что "В контакте", по его мнению, тот же Spotify, только лучше: музыки больше и слушать ее можно бесплатно. К слову, даже в самых обширных каталогах легальной музыки и правда есть серьезные пробелы. К числу идейных противников цифровой революции относятся, например, AC/DC и Rammstein. Metallica отдала свои песни Spotify только в декабре 2012 года (другие площадки группа продолжает игнорировать).

Музыка в "В контакте", разумеется, в основном пиратская, но формальное соблюдение законности и приличий (администрация социальной сети удаляет музыку по требованию правообладателей) позволяет Дурову никого не бояться и даже бравировать этим фактом. Параллельно появляются сторонние сервисы, которые создают для музыкального каталога социальной сети и других пиратских площадок красивые оболочки с удобным интерфейсом, интеграцией с основными музыкальными ресурсами вроде last.fm или discogs.com и другими возможностями. Американскому grooveshark.com даже удается отбиваться от исков со стороны правообладателей, а у российского tracksflow.com помимо браузерной версии недавно появилось приложение для iPhone.

Позднее основатель "В контакте" вернулся к этой теме (похоже, его задели слова журналиста Леонида Бершидского, который в одной из колонок заметил, что "складу краденых вещей не светит IPO"), чтобы поставить точку над i. "Мы несколько раз исследовали рынок музыки и его эластичность: в России не готовы платить за скачивание музыки и копейки,— сообщил Дуров в одном из сообществ "В контакте".— Зато готовы платить огромные суммы за посещение концертов. Это причина того, почему западные поп-звезды заводят свои страницы, хотя мы сами их не приглашаем".

"Полностью легально и нереально круто"

Мнение о том, что правообладателям следовало бы умерить аппетиты, конечно, не самое оригинальное. Сторонники бесплатного распространения музыки давно призывают тех же музыкантов довольствоваться концертными гонорарами. И что-то в этом есть. Например, в США с 1999 по 2009 год (то есть с момента появления первой глобальной файлообменной пиринговой сети Napster) выручка артистов от продажи билетов, по данным профильного издания Pollstar, выросла более чем втрое, до $4,6 млрд.

В России подобные рассуждения давно стали общим местом. В нашей стране продажи лицензионных CD или пластинок (и тем более MP3) никогда не были большим бизнесом. Даже самые популярные шансонье вроде Стаса Михайлова, который, по информации СМИ, в феврале вроде как по недосмотру получил звание народного артиста уже второй раз, успехом обязаны пиратам.

Появившиеся в последние годы интернет-площадки уповали на то, что завоюют лояльность пользователей, предоставляя качественный сервис. Однако большинство легальных проектов, которые IFPI в своем отчете противопоставляет "В контакте", ничем не удобнее пиратских.

Например, Muz.ru, проект "Русской медиагруппы", рассказывает, что пользоваться им "удобно, недорого, полностью легально и нереально круто". Но это неправда: неудобно, дорого и совсем не круто. Цены выше, чем в iTunes Store; на сайте музыку можно слушать бесплатно, но каждая песня почему-то открывается в отдельном окне; по периметру страницы расставлены баннеры, зовущие посетить сайты с новостями из "Дома-2". Сервис "Трава", которым управляет "МегаФон", хорош всем, кроме стоимости подписки — 10 руб. в сутки. Аналогичный сервис компании МТС дешевле — 5 руб. в день,— но пользоваться им могут только абоненты этого оператора. То же с Nokia Music, адресованным владельцам телефонов марки, которая в последние годы подрастеряла популярность. Zvooq и Mp3.ru вообще не подают признаков жизни. Сравнивать библиотеки этих сервисов с содержимым пиратских ресурсов и вовсе бессмысленно.

Отдельного упоминания заслуживают забытые IFPI экзотические сервисы ThankYou и Kroogi, которые предлагают загружать записи российских исполнителей бесплатно или установив произвольное вознаграждение. Эта модель выглядит симпатичной, однако даже для самых популярных ее сторонников, Radiohead или Nine Inch Nails, это скорее вопрос имиджа, нежели бизнес.

Музыка в облаке

И все же Павел Дуров не совсем прав, когда рассказывает о том, что россияне не платят за музыку "и копейки". На прошлой неделе новый издатель Земфиры компания Navigator Records подвела итоги первого месяца продаж альбома "Жить в твоей голове". Интернет (продажи на сайте компании и в iTunes Store, а также договоры с другими сервисами) принес Navigator Records, по словам ее генерального директора Алексея Козина, около 2 млн руб. Конечно, в Европе или США сопоставимые по размеру аудитории артисты зарабатывают намного больше, но для России и эти 30 тыс. легально приобретенных копий — успех. Как и почти 6 млн прослушиваний онлайн, которые пластинке в первые десять дней после релиза обеспечил сервис "Яндекс.Музыка" — российский аналог Spotify.

"Яндекс.Музыка", существующий уже два года,— один из самых перспективных музыкальных проектов в российском интернете. В отличие от Spotify "Яндекс" пока берет деньги (100 руб. в месяц) только с владельцев iPhone, которые пользуются мобильным приложением сервиса. Оно позволяет слушать музыку в телефоне онлайн или загрузить ее в память. В библиотеку приложения можно добавить и собственный музыкальный архив. Браузерной версией сервиса можно пользоваться бесплатно. Не требуется даже регистрация. Эта особенность — серьезное преимущество перед французским стриминговым сервисом Deezer, который пришел в Россию два года назад.

Deezer оценивает неограниченный доступ к своей библиотеке в 120 руб. ежемесячно, аккаунт, включающий мобильное приложение для смартфона, обойдется вдвое дороже. Преимущество Deezer перед российским аналогом — в большем каталоге (20 млн песен против 8 млн у "Яндекс.Музыки", в которой помимо прочего не представлен каталог Sony Music) и лучшем качестве записи (320 Кбит/с против 192 Кбит/с).

Компании не раскрывают число пользователей. Известно, что всего у Deezer около 3 млн платных аккаунтов в 180 странах. "Яндекс.Музыка" называет лишь число загрузок приложения для iPhone (500 тыс.), дневную аудиторию браузерной версии (на декабрь 2013 года — те же 500 тыс.) и ежемесячное число прослушиваний (300 млн). Сколько человек платят за подписку, администрация сервиса сообщить отказалась.

Ожидается, что до конца года собственные стриминговые сервисы представят Apple и Google: у них уже есть облачные музыкальные сервисы (iTunes Match и Google Music), которые позволяют пользователям загружать в облако собственные музыкальные коллекции. Появление на арене этих монстров должно ответить на вопрос о будущем музыкального стриминга. Spotify и Deezer — непубличные компании. Однако информация, которая время от времени просачивается, свидетельствует, что эти сервисы, несмотря на рост их популярности, далеки от рентабельности.

Главная проблема — это, как всегда, жадность правообладателей. Их вознаграждение зависит от числа прослушиваний. Пока доход от платных аккаунтов и рекламы растет медленнее, чем объем вознаграждений, на который рассчитывает индустрия. Впрочем, десять лет назад и в успех iTunes Store, в котором сегодня почти вся популярная музыка продается по $1 за песню, не верил никто, кроме Стива Джобса.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments