В прошлом году в России резко выросли продажи безалкогольных энергетических напитков. Крупные аналитические агентства фиксируют рост категории более чем на 30% по сравнению с 2010 годом. С одной стороны, этому могли способствовать прошлогодние попытки депутатов ограничить продажи энергетиков — запретный плод сладок. С другой стороны, на рынке появилось большое количество дешевых локальных марок. В результате все больше россиян могут позволить себе покупку такого напитка.

Продажи в России энергетических напитков в натуральном выражении выросли в 2011 году на 33,9% по сравнению с 2010 годом, свидетельствуют данные Nielsen. Оценки Canadean практически совпадают — российский рынок энергетиков увеличился на 33,3% по сравнению с предыдущим годом. По оценке Союза производителей безалкогольных напитков России, этот сегмент стал больше на 24%.

По мнению президента Союза Дмитрия Петрова, резкий рост рынка вызван прежде всего очень низкой базой для расчета: россияне потребляют энергетиков значительно меньше, чем жители других развитых стран. Их доля в общем объеме рынка безалкогольных напитков преодолела планку в 1% только в 2011 году, отмечает эксперт. «Несмотря на то что эти напитки присутствуют на российском рынке более 15 лет, только сейчас многие потребители начинают осознавать, что есть такой продукт», — говорит г-н Петров.

Возможно, рост отчасти связан с популистскими законодательными инициативами некоторых депутатов, продолжает эксперт. «Энергетики признаны безопасными и без всяких ограничений продаются более чем в 160 странах мира. Однако в России в прошлом году в Госдуму были внесены законопроекты, которые предполагали серьезные ограничения в продаже энергетических напитков. А как известно, запретный плод сладок, вот россияне и стали больше покупать энергетиков», — полагает г-н Петров.

Законопроект, который предусматривал запрет на продажу энергетиков лицам моложе 18 лет, а также ограничение точек продаж, в январе 2011 года внес в Госдуму депутат Виктор Звагельский. Спустя несколько месяцев было внесено также предложение о введении для производителей энергетических напитков акциза, аналогичного пивному.

Пресс-секретарь российского офиса Coca-Cola (производит Burn) Владимир Кравцов объясняет бурный рост категории запуском новых брендов в низком ценовом сегменте. «В прошлом году региональные производители безалкогольных напитков обратили свое внимание на категорию энергетиков, результатом чего стало появление большого количества новых недорогих локальных марок. Как следствие, все больше потребителей могут позволить себе энергетики», — говорит г-н Кравцов. К тому же на рынке представлены недорогие напитки из соседних стран.

К примеру, банка Burn объемом 0,5 л продается в интернет-магазине «Утконос» за 94,2 руб. А напиток Black такой же емкости от компании «Малби Беверидж» в том же магазине предлагается за 37,6 руб.

По словам участников рынка, в прошлом году стремительно росли продажи энергетического напитка Flash up «Балтики» (50 руб. за 0,5 л). Эта марка, запущенная еще в 1999 году в Красноярске, практически «убила» низкой ценой конкурентов на своем рынке, рассказал РБК daily один из игроков. В июле 2010 года «Балтика» вывела этот бренд на федеральный уровень (см. РБК daily от 28.06.10).

Такое же стремительное развитие категории энергетических напитков вряд ли возможно в текущем году, считает г-н Кравцов. По оценке г-на Петрова, рынок энергетиков в России в ближайшие два-три года будет расти на 10—15% ежегодно.

image_2 (original)

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments