Энергосбытовая дочка ритейлера «Магнит» вышла на оптовый рынок электроэнергии и мощности, но оказалось, что здесь ее не очень ждали. Новые участники рынка обязаны устанавливать намного более сложные технические системы учета, чем старые игроки. Компания посчитала такие условия дискриминацией, и ФАС ее поддержала.
Торговая сеть «Магнит» создала собственную энергосбытовую компанию «МагнитЭнерго». Предполагалось, что «дочка» будет обслуживать 6 тыс. магазинов сети, что позволит им ежегодно экономить на коммунальных платежах 200—240 млн руб. Однако, получив доступ на рынок, «МагнитЭнерго» столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны более опытных игроков.
«Сегодня на рынке присутствует неравенство. Новые компании для выхода на рынок должны сразу установить системы учета электроэнергии класса А, в то время как компании, которые начали деятельность до 2011 года, в том числе гарантирующие поставщики, могут работать с системами учета более низкого класса вплоть до июля 2014 года», – рассказал РБК daily генеральный директор «МагнитЭнерго» Игорь Быков.
До 2011 года правила оптового рынка электроэнергии и мощности (утверждены постановлением правительства №643 в 2003 году) закрепляли льготные требования к системам учета. Новые правила (утверждены постановлением №1172 в 2010 году) требуют от участников рынка устанавливать более сложные системы. В положении о порядке получения статуса субъекта оптового рынка, который утверждает наблюдательный совет НП «Совет рынка», были прописаны разные условия для участников рынка и «новичков». Действующие игроки рынка до 1 апреля 2012 года должны были перейти на оборудование класса С, до июля 2013 — на оборудование класса В, до июля 2014 — на более современный класс А. Новые компании для получения статуса субъекта рынка должны сразу устанавливать системы учета класса А.
Только получение актов соответствия техническим условиям класса А заняло у «МагнитЭнерго» около года. Это на семь месяцев дольше и вдвое дороже установки оборудования, например, более простого класса – С, который сейчас используют некоторые гарантирующие поставщики, объясняет г-н Быков. Всего «МагнитЭнерго» нужно привести в соответствие с техническими условиями больше 6000 групп точек поставки — по числу магазинов. Сколько можно сэкономить, устанавливая системы класса В или С вместо требуемых, гендиректор не уточняет.
«Возникла коллизия: схема постепенного перехода на более жесткие технические условия для участников рынка закреплена только в регламенте НП «Совет рынка», в законодательстве ее нет», – объясняет Игорь Быков. Компания посчитала, что права нарушены, так как закон «Об электроэнергетике» запрещает предоставлять гарантирующим поставщикам преимущества перед иными энергосбытовыми организациями, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Поняв, что в наблюдательный совет НП «Совет рынка» обращаться бессмысленно («Оборонэнергосбыт» дважды пытался выносить этот вопрос на голосование, но его члены оба раза проголосовали против), «МагнитЭнерго» обратилась в ФАС. Антимонопольщики поддержали сбытовую компанию и в начале февраля этого года возбудили дело о нарушении антимонопольного законодательства.
«Мы видим признаки нарушения – дискриминационные требования для новых участников рынка по сравнению с действующими участниками», – сообщили РБК daily в ФАС. По мнению антимонопольной службы, НП «Совет рынка» и ОАО «АТС» (администратор торговой системы, организующий работу рынка электроэнергии) могли нарушить ч. 1 ст. 10 федерального закона «О защите конкуренции». Первое заседание по делу прошло 18 марта, окончательное решение может быть вынесено уже в апреле.
В официальном ответе ФАС НП «Совет рынка» объясняет, что никакой дискриминации нет, даже с юридической стороны: для всех сбытовых компаний каждый год устанавливались единые правила входа на рынок и участия в торговле. В НП РБК daily рассказали , что сознательно дали возможность сбытовым компаниям постепенно перейти к системам учета более высокого класса. Это было сделано для того, чтобы не допустить коллапса на оптовом рынке, так как все организации не могли перейти на новые системы за короткий срок.
С этим соглашается и НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний. Председатель правления НП Наталья Невмержицкая объясняет, что постепенное приведение систем учета гарантирующих поставщиков к требованиям более высокого класса вызвано тем, что они обязаны приобретать электроэнергию на оптовом рынке и обслуживать всех потребителей. Кроме того, группы точек поставки гарантирующих поставщиков проходят по границам сетевых организаций ФСК-МРСК или смежных ТСО и обеспечить оснащение таких границ соответствующими приборами учета могут только сами сетевые организации. «Гарантирующие поставщики уже сейчас платят на рынке существенные штрафы за невыполнение технических требований по вине сетевых организаций», – добавляет г-жа Невмержицкая.
Впрочем, по ее мнению, если вести речь о дальнейшем открытии конкуренции, рано или поздно необходимо вернуться к вопросу о том, как должен быть обеспечен учет приобретаемых ЭСК объемов. Заявление «Магнит Энерго» создает такой прецедент.