Одно из самых узких мест любой сделки — таможенное оформление товаров и грузов. Оформление документов зачастую идет долго и муторно, бумаги множатся, время уходит…

Именно поэтому Всемирная торговая организация (ВТО) в последние годы уделяет большое внимание тому, чтобы сделать таможенные процедуры максимально прозрачными и оперативными, исключить риск коррупции, внедрить в этой сфере новейшие технологии. В числе разработанных ВТО новых стандартов ведения таможенного оформления — так называемое электронное таможенное декларирование товаров и грузов. Оно позволяет предпринимателям, отправляющим и получающим грузы, обойтись без излишней бумажной волокиты, а документы оформить, не выходя из офиса. Разгружает это и работников таможни, которые обычно задыхаются от бумажной работы.

Важный аспект — безопасность: электронное декларирование позволяет обеспечить ее в гораздо большей степени, чем традиционные способы таможенной очистки. И безусловно, применение электронных документов, использование цифровой подписи и другие новейшие методы в разы ускоряют процесс прохождения товаров и грузов через границу, снижают накладные расходы и в итоге позволяют существенно увеличить товарооборот.

Теория прекрасна, но практика ее, как водится, несколько корректирует и расхолаживает. По мнению нашего эксперта — специалиста ООО «Интерком Лоджистик» (эта компания работает на российском рынке таможенных услуг с 1995 года и является действительным членом Национальной ассоциации таможенных брокеров), электронное таможенное декларирование (ЭТД) в наших условиях пока в полной мере применить невозможно.

Проблемы не в правовой базе — она принята и разработана достаточно давно. Проблемы коренятся в том, что техническое обустройство таможенных постов не отвечает современным требованиям. Очень низкая квалификация сотрудников таможни на границах РФ и на периферии страны фактически сводит на нет систему электронного декларирования: персонал попросту не понимает, как ею пользоваться. Процесс внедрения ЭТД в практику буксует.

Как считает Роман Бажок, начальник отдела транспорта и логистики компании «Интерком Лоджистик», участникам внешнеэкономической деятельности приходится в данном случае брать на себя затратную часть по введению ЭТД. Например, оборудовать помещения таможенных постов современной техникой, содержать специалистов, которые ее обслуживают, обучать сотрудников таможенных органов. С одной стороны, условие хоть и вынужденное, но взаимовыгодное: одним нужен результат, другим — база для работы. Но, считает эксперт, государственным органам стоило бы оказывать большую поддержку таможенным органам, а не только принимать законы и поправки к ним. Сотрудников таможни необходимо направлять на курсы повышения квалификации, оснастить рабочую базу таможенных постов необходимой аппаратурой, а также вести «просветительскую работу» — информировать участников внешнеэкономической деятельности о тех возможностях и преимуществах, которые им дает ЭТД. Тем более что сама эта система делает процесс оформления товаров и грузов максимально прозрачным и сводит к минимуму «межличностный контакт» таможенников и хозяйствующих субъектов — проще говоря, не дает «добро» коррупции и злоупотреблениям.

Собственный опыт «Интерком Лоджистик» доказывает, что обучение персонала и внедрение в повседневную практику передовых технологий — дело не столь трудное, если вести его методично и постоянно. Компания работает в крупных и наиболее интересных с точки зрения логистики регионах России: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Смоленск, Брянск и Новороссийск. Более 70% сотрудников имеют стаж работы более пяти лет, многие получили квалификационные аттестаты ФТС РФ в качестве специалистов по таможенному оформлению. «Интерком Лоджистик» за последние годы существенно укрепила свои позиции на рынке, в числе ее клиентов — крупнейшие международные и российские компании (всего более 200 участников ВЭД).

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments