Рынок компьютерной техники в Поволжье продолжает свой рост, правда, не такой большой, как раньше. Снизившаяся потребительская активность подталкивает участников рынка к активным действиям. Они открывают новые магазины и более внимательно смотрят на возможности электронной торговли.
На рынке компьютеров в 2010 году сохранится тенденция роста, заложенная во второй половине предыдущего года. Как полагают в УК «Финам Менеджмент», темпы роста объемов российского рынка в первом квартале год к году сформируются на достаточно высоких уровнях — около 20−25%. Не станет исключением и рынок персональных компьютеров в Поволжье.
То, что происходило на этом рынке с момента развития кризиса, можно назвать стратегией оптимизированного выбора со стороны покупателей. «В прошлом году, в частности в первом квартале, наши покупатели предпочитали вкладывать свои деньги, дабы не потерять их из-за инфляции и растущего курса, в компьютеры, — рассказывает Надежда Киселева, пресс-секретарь “М.Видео”. — 2009 год мы в компании называем годом реалистов, на первый план в потребительских предпочтениях вышли цена+качество. Причем это не означает, что люди стали покупать дешевую технику, напротив, в 2009−м как никогда стала популярна поговорка о том, что мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
По словам Марии Тезиной, маркетолога нижегородской компании «Матро-Х», приоритеты и ценности среднего покупателя, «напуганного» и подогретого кризисом, сместились в сторону более необходимых для жизнеобеспечения вещей. «В первую очередь упали продажи дорогих “игровых” компьютеров, при этом возросли продажи более бюджетных машин. В первом квартале 2010 г. наблюдается рост рынка, особенно в сегменте копировальной техники. По одному из приоритетных направлений MX Group — продажа навигационных приборов — рост продаж наблюдался на протяжении всего 2009 года». В компании последний факт связывают и еще с одним обстоятельством — дорожной ситуацией в городе, которая вывела навигационные устройства в разряд жизненно необходимых.
Смена караула
Кроме снижения потребительской активности в Поволжье, участники рынка компьютерного ритейла с начала этого года были озадачены еще и известием о приходе в регион дальневосточной сети магазинов компьютерной техники «DNS». Их опасения оказались не напрасными. Первый из магазинов «DNS» был открыт в Самаре в марте, а уже в апреле компания запустила второй магазин – на одной из главных городских магистралей. В апреле же «взяли» Казань – открыто два магазина с разрывом в несколько недель. Буквально на днях сеть пришла и в Нижний Новгород. Как и положено по всем законам жанра, новичок выходит в новый регион с достаточно низкими ценами. Местные завсегдатаи рынка даже усматривают в этом демпинг. Впрочем, они же говорят о том, что через три-четыре месяца цены подрастут и рынок уравновесится. А до того момента основная задача местных продавцов – минимизировать потери оборота.
На условиях анонимности один из представителей рынка говорит о том, что в Самаре, например, ряд региональных торговых компаний предпринимают совместные контрмеры. В частности, обмениваются информацией о предстоящих маркетинговых акциях, в пику моменту занимаются ценообразованием и так далее. А некоторые участники регионального рынка готовились к приходу конкурента заранее, затеяв встречную экспансию. К примеру, в Самаре с начала года были открыты еще два магазина «Позитроника». Впрочем, на рынке происходили и обратные процессы – часть его завсегдатаев навсегда покинула регион, что дало остальным пространство для маневра. В частности, из-за финансовых проблем, начавшихся с кризисом, закончилась история сети бытовой электроники «Мир». Месяц назад головная организация сети была признана банкротом.
Нетбук-бум
Компьютерной техникой сейчас торгуют не только специализированные магазины, но также и сети электроники и бытовой техники, салоны сотовой связи, онлайн-магазины. Настоящим хитом продаж последнего года стали мобильные компьютеры. Ноутбуки и, в первую очередь, нетбуки оказали рынку компьютерной техники поистине неоценимую услугу – поддержали продажи в самый критический момент. Их продажи в течение последнего года выросли в несколько раз. Возможностью решить свои проблемы за счет продаж нетбуков не пользовался только ленивый.
К примеру, в сети «Связной» продажи ноутбуков и нетбуков выросли в три раза по сравнению с 2009 годом. «Мы планируем увеличить продажи в 4,5 раза по сравнению с прошлым годом», — говорит Денис Шейбаль, генеральный директор ЗАО «Связной КЗН», ОАО «Связной Юг». По его словам, к концу 2010 года компания планирует занять 10% на рынке ноутбуков и нетбуков.
Конкуренты из «Евросети» также нацелены «выжать» из нетбук-бума по максимуму и выйти до конца года на уровень 10%. На данный момент Валентин Друзяк, управляющий Поволжским филиалом «Евросети», оценивает долю своей компании на рынке мобильных компьютеров в 3%. «Мы наблюдаем стабильный рост продаж компьютерной техники независимо от сезона, — рассказывает он. — Основные факторы, влияющие на это – восстановление спроса после кризиса и появление большого количества доступных по цене моделей. Сегодня продажи нетбуков составляют около 90 процентов от всех продаваемых в »Евросети» мобильных ПК. Люди все больше используют ноутбуки и нетбуки не только в качестве замены домашнему ПК, но и как компьютер, который можно взять с собой в кафе и в поездку».
В компании «Аксус», владеющей региональной сетью компьютерных магазинов под брендом «Позитроника», также сделали ставку на продажи мобильных компьютеров. По словам Максима Афонасьева, директора компании «Аксус», по сравнению с докризисным периодом ассортимент ноутбуков в его магазинах вырос более чем в два раза. «Лидером продаж являются мобильные компьютеры. На мой взгляд, их успех обусловлен тем, что это не просто коробка, а целое законченное решение для разного типа задач. Например, стоит отметить ноутбуки весом до 1,5 кг, со встроенным 3G−модемом и длительным (до восьми часов) временем работы от батареи без подзарядки, что обеспечит вам доступ в Интернет в любом месте, где есть сотовая связь, и не будет напоминать о себе приличной тяжестью», — отмечает он.
Интернет торгует
Шанс увеличить присутствие на рынке получила и онлайн-торговля. Согласно предварительным оценкам специалистов НАУЭТ (Национальная ассоциация участников электронной торговли), объем розничной интернет-торговли в целом (сегмент B2C), несмотря на неблагоприятную макроэкономическую конъюнктуру, вырос по итогам 2009 года на 40% и составил около 155 млрд рублей.
В компании «Финам» считают, что сохранение высоких темпов в этом сегменте розничной торговли, с одной стороны, обусловлено увеличением числа активных интернет-пользователей, а с другой, катализатором роста онлайн-торговли стали последствия кризиса. «Наблюдавшееся снижение реальных располагаемых доходов населения и, соответственно, снижение платежеспособного спроса, видимо, способствовало росту интереса потребителей к сегменту интернет-торговли, — считает Максим Клягин, аналитик УК “Финам Менеджмент”. — При, как правило, аналогичном качестве цены на значительную часть ассортимента продукты, предлагаемые подобными проектами, обычно заметно (в среднем в диапазоне 10−30 процентов) ниже, чем в традиционных торговых форматах, что обусловлено более низким уровнем издержек. Данное конкурентное преимущество в условиях падения доходов играло весьма важную роль. На наш взгляд, для рынка персональных компьютеров подобный тренд также был весьма характерен».
Рынок онлайн-торговли серьезно осваивают сотовые ритейлеры. К примеру, у того же «Связного» в первом квартале 2010 года общий рост оборота интернет-магазина составил 86% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. «Самое сложное в онлайн-торговле — это обеспечение быстрой и качественной логистики товара до потребителя. Альтернатив по доставке на рынке с этими критериями немного. Для »Связного» это одно из конкурентных преимуществ, так как мы доставляем товар до своих торговых точек два-три раза в неделю», — говорит Денис Шейбаль.
Развитая логистическая система позволяет позитивно взглянуть на перспективы развития интернет-торговли и в «М.Видео». К тому же, по словам Надежды Киселевой, в 2009 году для этого направления в компании было создано отдельное подразделение. По итогам предыдущего года интернет-торговля уже обеспечивала 1,3% от розничного оборота компании.
В Самарском филиале гипермаркета «Санрайз» также отмечают рост продаж через интернет-магазин, уже сейчас обеспечивающий компании, по словам Светланы Шишовой, директора гипермаркета, свыше 10% всех продаж.
«Онлайн-продажи будут активно развиваться в нашем городе, как одном из крупных мегаполисов, где время становится все более важным фактором при выборе этого способа покупки», — уверяет Максим Афонасьев.
Аналитики также высказываются в пользу высокого потенциала онлайн-торговли, доля которой даже в общем объеме розницы сейчас составляет 1%, в то время как на Западе – на порядок выше. Основным сдерживающим фактором здесь является все еще слабое проникновение сети Интернет.