Основатели компании "Амперка" Виктор Накоряков и Михаил Белогорцев продают конструкторы для создания электронных устройств своими руками – от игрушек, включая маленьких роботов, до системы "умный дом". Хобби оказалось популярным – продажи компании в этом году должны превысить 50 млн руб., ее заказчиками стали более 300 школ.

Лампочка подсказала

"Если вы захотите собрать всё необходимое [для создания электронного устройства] самостоятельно, вам понадобится не один день и поход в десяток магазинов", – говорится на сайте "Амперки". Она предлагает смастерить что‑нибудь как новичкам (набор, позволяющий пройти "первые 11 экспериментов" по книге "Электроника для начинающих" Чарльза Платта, стоит 3890 руб.), так и бывалым мастерам (обучающие ролики предлагают замахнуться на "автополив цветов", "карманный осциллограф", "робота-чистюлю Гошу" и т.д.).

Все началось с лампочки, рассказывает Накоряков. В 2010 году он работал над очередной компьютерной игрой в офисе компании "Акелла", когда в системе энергоснабжения произошел сбой. Свет погас, и вся работа пропала. Накоряков подумал, что было бы неплохо иметь в офисе такую лампочку, по цвету которой можно отслеживать состояние энергосистемы. Он вбил запрос в Google и так познакомился с компанией Robot Italy – производителем микросхем Arduino.

Четыре года назад никто не продавал Arduino в России, и Накоряков решил заняться этим. Он рассказал о своей идее однокласснику Михаилу Белогорцеву, который на тот момент работал в "Газпром-Медиа". У них уже был опыт совместного бизнеса: в 2008‑м они создали социальную сеть для студентов Бауманки и Московского авиационного института (МАИ), за два месяца в ней зарегистрировались 6 тыс. пользователей. Партнеры упорно ждали инвесторов, которые так и не появились, и проект заморозили.
"Мы – компания "Ардуинки". Мы хотим быть официальным дистрибьютором Arduino в России", – написали Накоряков и Белогорцев в апреле 2010‑го в Robot Italy. Итальянцы молчали больше недели, а потом сообщили, что "не сотрудничают с компаниями, которые коверкают бренд Arduino". Через полчаса после получения ответа партнеры отправили новый запрос: "Мы – компания "Амперка"… Второе письмо украсил логотип – оранжевая матрешка. На 40 тыс. руб., которые предприниматели достали из своих семейных бюджетов, им выслали платформы, ЖК-экраны, блоки питания.

Пока "Почта России" доставляла первый заказ, Накоряков создал сайт "Амперки" на платформе InSales. С самого начала он хотел продавать не отдельные компоненты, а наборы, из которых покупатель мог собрать необходимое устройство. Партнеры не уходили с основной работы, совмещая ее с обязанностями курьеров, фасовщиков и других сотрудников в своем стартапе. Первые наборы Arduino от "Амперки" разошлись за семь минут: помог правильный анонс в нужном месте – собственный блог на Habrahabr.ru. Тогда Накоряков и Белогорцев поняли, что спрос есть, и решили заказать серьезную коммерческую партию электронных компонентов у Robot Italy и нанять первого сотрудника-студента, который за 15 тыс. руб. в месяц собирал бы наборы и выдавал их заказчикам под самовывоз.

Заказы быстро росли, личных вкладов уже не хватало, пришлось брать кредит. "На микрокомпанию, у которой даже офиса нет, ни один банк ссуду не даст, я работал без НДФЛ, поэтому мне отказали, – вспоминает Накоряков. – Выручил отец, оформив на себя кредит в 350 тыс. руб.". Белогорцев оформил на себя заем на 800 тыс. руб. "Нам постоянно не хватало денег, потому что каждая следующая партия должна была быть больше предыдущей, – вспоминает он. – Заказы переваливали за сотни тысяч рублей. По прибыли компания почти сразу вышла в ноль. Вопрос был в том, чтобы самим себе платить зарплату и инвестировать дальше".

Почти как Lego
В июне 2011‑го Накоряков бросил "Акеллу" и зарплату в 150 тыс. руб., а год спустя партнеры наконец сняли офис и переехали со съемной квартиры Белогорцева. Благодаря собственному блогу, обучающим видео о том, что можно сделать из Arduino, а также статье в журнале "Популярная механика" заказов на наборы было очень много.

Набор от "Амперки" – это коробка, в которой помимо платы Arduino лежат провода, дисплеи, блоки питания и много различных мелочей, в офисе эти наборы называют "спас-комплектами". В Европе Arduino продается иначе – есть платформа за $10 и есть разные "примочки" к ней: хочешь, чтобы на даче работал автополив, – покупаешь датчик влажности почвы, хочешь, чтобы банки из‑под газировки издавали звуки клавиш – покупаешь пьезо-пищалку.

Благодаря наборам "Амперке" удалось выделиться из массы интернет-магазинов для любителей домашней электроники и успешно конкурировать с китайскими аналогами Arduino, не ввязываясь в ценовые войны.

Клиентами "Амперки" стали школы по всей России – на данный момент их более 300, они используют наборы для уроков информатики и внешкольных занятий. "У нынешней школы нет ничего общего с той, в которой мы учились, – говорит Белогорцев. – Школа, в которой есть класс с роботами, где учитель возит детей на областные олимпиады и они берут приз, – рейтинг у такой школы выше. А значит, зарплаты учителям тоже выше. Школы бьются за свои рейтинги. А эти плюшки – то, что привлекает внимание".
Спецнабор "Амперка" для школ – большая коробка с разноцветным рисунком, похожим на электронную черепаху, с которой сняли панцирь. В наборе – 150 деталей для работы с Arduino и учебник с 17 параграфами. Если проводить по одному уроку информатики в неделю, курса хватит на полгода. В "Амперке" это придумали, когда пытались найти новую аудиторию. "Написав программу, ученик сразу видит результат: непонятная последовательность английских слов превращается в алгоритм управления реальным устройством, причем собранным своими руками, – говорит учитель информатики школы №24 в Астрахани Денис Копосов. – Чтоб понимать, что и как работает в мире, нужно забыть о Lego после седьмого класса".

Цена одного образовательного набора "Амперка" – 12,9 тыс. руб. "Мы сами в школы не звоним, – говорит Накоряков. – Вы сами хоть раз купили то, что предлагают вам по телефону? Мы выпускаем в Сеть информацию о том, что есть такой продукт, выпускаем обучающие статьи, публикации, устраиваем круглые столы и ждем, когда школа, департамент образования захотят приобрести наборы. Учителя дергают директора, он дает добро на закупку".

Только в 2013 году "Амперка" вы­играла в семи тендерах различных вузов на поставку им обучающего оборудования на 1,5 млн руб. Дипломные работы часто имеют в основе Arduino: например, это наушники, которые генерируют музыку на основе показаний пульсометра.

В 2013‑м продажи "Амперки" превысили 30 млн руб., размер чистой прибыли в компании не раскрывают. По словам Белогорцева, маржа по различным продуктам колеблется в диапазоне 30–100%. По итогам 2014‑го "Амперка" должна выйти на 50 млн руб. выручки, цель на ближайшие годы – 100 млн руб. За четыре года в компании было оформлено более 22 тыс. заказов. "Чтобы хорошо зарабатывать, – говорит Белогорцев, – нужно более 8 тыс. заказов в год".

"У нас есть наборы и два десятка своих "железок". Сегодня мы считаем себя чем‑то большим, чем простым дистрибьютором Arduino", – говорит Накоряков, в офисе которого ползают металлические пауки, летают микросхемы с пропеллерами и ходят говорящие роботы.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments