В 2012-2013 годах рынок экспресс-доставки увеличивался на 25-35%в год. Тон задавала доставка грузов интернет-магазинов, ширились сети в регионах. В 2014-м рост составляет всего 11%. За II квартал в сегменте b2c объемы заказов интернет-магазинов просели в среднем на 9%. Кто бы мог подумать, что "Почта России" станет серьезным конкурентом для коммерческих компаний.

Российский рынок экспресс-доставки условно можно разделить на две части. Первая — это доставка корреспонденции b2b. Здесь по-прежнему уверенно чувствуют себя иностранные операторы и российские компании с более чем десятилетним опытом работы. Вторая — росший до недавних политических и экономических событий сектор b2c. Эта часть рынка экспресс-доставки развивается благодаря интернет-торговле. Здесь могут попробовать свои силы новички, работают множество мелких компаний-перевозчиков. В последнее время все большую долю во втором секторе захватывает "Почта России".

Еще недавно, по данным Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП), объем перевозок между Россией и зарубежными странами рос на 35% в год.

"В 2014 году объем российского логистического рынка демонстрирует умеренный рост. Ограничивающими факторами, как и в прошлом году, являются сокращение инвестиций, стагнация промышленного производства и снижение объемов экспорта. Отраслевые рынки находятся в состоянии ожидания из-за резкого колебания курса валюты, снижения потребительского спроса и последних политических событий",— рассказывает Андрей Майоров, генеральный директор DPD в России.

С ним согласен управляющий директор "КСЭ-фулфилмент" Евгений Данилик (холдинг "Курьер сервис экспресс"): "Рынок экспресс-перевозчиков напрямую зависит от общеэкономической ситуации в стране, в частности, темпов роста отраслей b2b-сегмента, покупательской способности b2c. Уже сейчас в некоторых отраслях наблюдаются стагнация и, как следствие, уменьшение объемов отправлений. В b2b усиливается тренд на оптимизацию затрат, в первую очередь на логистику. За II квартал 2014 года в сегменте b2c объемы заказов интернет-магазинов просели в среднем на 9%. Рынок экспресс-перевозок ожидает спад, поэтому в фокусе внимания курьерских компаний будет развитие отношений с текущими клиентами".

На пятки коммерческим компаниям наступает "Почта России". По словам гендиректора "Почты России" Дмитрия Страшнова, доля писем, доставленных в срок, составила 84%.

"Почта России" во II квартале 2014 года сократила сроки доставки писем в 71 регионе страны, при этом в 35 регионах в установленные сроки было доставлено 90% писем (год назад этот норматив соблюдался лишь в трех регионах страны), говорится в сообщении Минкомсвязи, сделанном по итогам проверки Роскомнадзора. Соблюдение контрольных сроков пересылки писем выросло с 53,49% во II квартале 2013 года до 84,10% во II квартале 2014-го.

За сроками доставки писем следит Роскомнадзор. Ведомство рассылает контрольные письма в свои территориальные отделения. Худшие показатели доставки писем у "Почты России" наблюдались в I квартале 2013 года. Тогда всего лишь 47% корреспонденции дошло по адресам в срок, притом что во II и III кварталах 2012-го эта доля составляла 64%. Когда в "Почте России" сменился генеральный директор и на смену Александру Киселеву пришел Дмитрий Страшнов, количество писем, дошедших до адресатов в срок, снова выросло. В конце прошлого года их было уже 64%.

Доставка писем, посылок и экспресс-отправлений, финансовые услуги — основные стратегические направления работы "Почты России". Почтальоны надеются, что руководство страны создаст для них так называемый защитный сегмент и "Почта России" получит эксклюзивное право на доставку писем всех государственных органов страны. По планам Дмитрия Страшнова, подконтрольная ему структура планирует вырастить долю в сегменте доставки писем с нынешних 80% до 91% к 2023 году. Выручка от этой услуги "Почты России" также вырастет с 33 млрд до 74 млрд руб.

"Почта России" уже подписала прямые договоры на перевозку грузов с ведущими авиакомпаниями и начала проводить открытые конкурсы на автоперевозки. Кроме того, компания ужесточила контроль за сроками доставки писем и грузов по каждому сортировочному узлу. Было подписано соглашение с федеральной пассажирской компанией.

Пока государственный перевозчик наращивает обороты и снижает издержки, компании экспресс-доставки испытывают на себе все прелести конкурентной борьбы. "Рынки находятся в состоянии, близком к стагнации, и только онлайн-ритейл, в частности сегмент b2c, непрерывно растет. Однако и здесь рост постепенно снижается. Видимо, компаниям-перевозчикам стоит быть готовыми к ценовым войнам, замедлению темпов роста и снижению прибыльности,— говорит Андрей Майоров.— Доставка для e-commerce способствует повышению требований к качеству логистики. Задают планку прежде всего западные ритейлеры, открывшие интернет-магазины, а лидеры российского онлайн-рынка активно занимаются развитием своей логистики, прежде всего складской".

Делать сейчас прогнозы, даже краткосрочные,— дело неблагодарное, уверены эксперты. "Клиенты желают работать с надежными, проверенными игроками федерального уровня. Поэтому мелкие экспресс-перевозчики будут стремиться развивать свою сеть до уровня федеральной. Но не у всех это получится, и некоторые игроки либо покинут рынок, либо будут поглощены. По-прежнему станет расти сегмент доставки заказов из интернет-магазинов, однако темпы станут существенно меньше, чем в 2012-2013 годах, около 25-35%. Пристальное внимание зарубежных интернет-магазинов к российскому рынку, уже сократившиеся сроки доставки и более привлекательные цены на товары будут способствовать переориентации покупателей на иностранные интернет-магазины, в частности eBay, AliExpress, Amazon,— рассказывает Евгений Данилик.— Достичь поставленных на 2014-2016 годы целей "Курьер сервис экспресс" планирует за счет развития филиальной сети и нового направления — доставки заказов из зарубежных интернет-магазинов. А также благодаря внедрению сервисов, оптимизации операционных затрат, инвестиций в развитие складской и ИТ-инфраструктуры".

Любопытно, что "Почта России" еще летом подписала соглашение с интернет-аукционом eBay. По нему с августа этого года российские покупатели аукциона получают свои товары, если посылка идет из Китая, всего за девять дней. Новую услугу назвали ePacket, и ее стоимость ниже, чем у аналогичных сервисов компаний экспресс-доставки. Чтобы процесс доставки укладывался в указанные сроки, eBay согласился предоставлять "Почте России" информацию о посылках, которые идут через интернет-аукцион, и о покупателях.

С падением курса рубля китайские товары скоро могут вытеснить европейские и американские на российском рынке, считают эксперты. Сократить сроки доставки посылок можно прежде всего за счет "зеленого света" на таможне. Его коммерческие операторы обеспечить себе не в состоянии, а "Почта России" — вполне.

"Это естественный момент, потому что почтовая конвенция может обеспечить ускоренную процедуру оформления посылок. Причем это касается как снижения затрат, так и таможенного оформления",— считает Леонид Шляпников, генеральный директор компании "Совтрансавтоэкспедиция".

Рынок электронной коммерции в России оценивается в $520 млн. С каждым годом растут именно поставки посылок из Китая. По прогнозам на 2015 год, рост составит 20%. Раньше посылки из этой страны шли к получателям около 15 дней. Благодаря сокращению сроков доставки до девяти дней и конкурентной цене "Почта России" может стать основным игроком на этом направлении.

Инна Романьоли, коммерческий директор Pony Express:

Нестабильность экономики на Pony Express никак не отразилась, существенных изменений нет. Объемы отправлений крупнейших клиентов компании в первом полугодии демонстрировали уверенный рост. Незначительное сокращение объемов отправлений было у клиентов автомобильной отрасли. Компания продолжает работу на всей территории Украины, за исключением восточных регионов, и на новых российских территориях — в Крыму и Севастополе.

Для Pony Express дальнейшее развитие в странах СНГ, особенно в Казахстане, Белоруссии, Армении, является стратегическим. Создание Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), перспективы вступления в Таможенный союз Киргизии, Армении и Азербайджана — все это способствует выходу на малоосвоенные рынки, стимулирует развитие новых потоков, упрощает процессы таможенного оформления, ликвидирует законодательные барьеры.

Изменения, которые мы наблюдаем в экономической жизни страны, безусловно, окажут некоторое влияние на рынок экспресс-доставки. Мы ожидаем, что его рост во второй половине 2014 года замедлится и составит не более 10%. По итогам восьми месяцев этого года доля рынка Pony Express стабильна и составляет около 11%.

В планы компании в ближайшее время входит активное развитие логистики для сегмента e-commerce. Организация потоков из Китая и других стран Азии является приоритетным направлением развития трансграничной торговли. Мы уже реализовали много удачных логистических решений для e-commerce и уверены, что сможем быть одними из лучших в этом сегменте. Интернет-магазинам Pony Express предлагает уникальный продукт, включающий и фулфилмент, и дополнительные сервисы в части взаимодействия с клиентами.

В ближайшие месяцы планируется активное продвижение логистической услуги 3PL на базе современных систем управления складом и обработки грузов. Для этого компания запускает новый складской терминал класса А, расположенный на юге Москвы.

Основным фокусом компании по-прежнему является предоставление логистических услуг с самым высоким уровнем обслуживания. Уровень сервиса у нас достигает 95%.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments