С некоторых пор на улицах Токио можно увидеть необычную картину: Хироси Микитани или сотрудники его компании Rakuten очень быстро идут куда-то, а иногда останавливаются и выполняют отжимания. Как это помогает при встрече с несговорчивыми деловыми партнерами — один из секретов успеха японского предпринимателя.

В прошлом году Rakuten, крупнейшая японская сеть интернет-магазинов и аукционов, сделала несколько смелых зарубежных приобретений. «Если мы не будем предпринимать решительных действий по выходу Rakuten на глобальный уровень, этот процесс затянется навечно. Либо ты что-то делаешь, либо ты что-то не делаешь» — так прокомментировал эти сделки в интервью FT создатель и руководитель сети 45-летний Микитани. Интервью проходит в обставленном по-спартански рабочем кабинете Микитани в центре Токио. Такое сочетание амбиций с исполнительным и энергичным подходом к делу можно проследить на протяжение всей истории Rakuten.

«Хотим стать № 1 по интернет-услугам в мире»

За последние 13 лет Микитани превратил Rakuten из фирмочки с шестью сотрудниками в самый известный в Японии интернет-бренд, который объединяет более 35 000 торговцев, предлагающих товары и услуги, чей совокупный валовой объем продаж за год составляет 1,8 трлн иен ($21,4 млрд). А сейчас обратил свой взор на мировой рынок. Он хочет, чтобы уже в ближайшем будущем его группа действовала в 27 странах, а совокупный валовой объем продаж достиг уровня в 20 трлн иен ($238 млрд).

Выход на глобальный уровень Rakuten начала с приобретения в июле этого года американской торговой площадки Buy.com за $250 млн. В том же месяце за 200 млн евро была куплена PriceMinister — крупнейшая площадка онлайн-торговли Франции. Хотя Rakuten почти не известна за пределами Японии, Микитани вынашивает и собирается воплотить в жизнь грандиозный план — превзойти по объему бизнеса таких более крупных зарубежных конкурентов, как Google, Amazon и eBay. «Я уверен, что наша бизнес-модель будет работать и в других странах, — говорит он. — Наша конечная цель — стать компанией интернет-услуг № 1 в мире». Объем продаж Amazon в 2009 г. составил $24,5 млрд — на порядок выше, чем у Rakuten. Выручка eBay в 2009 г. составила $8,7 млрд. Выручка Google по итогам 2009 финансового года — $23,65 млрд.

Подобная самоуверенность и привычка ставить перед собой амбициозные цели обеспечили успех бизнесу Микитани. Отрицая расхожее мнение о том, что Япония не самое благоприятное место для создания нового бизнеса, он говорит: «Я не думаю, что начинать бизнес в Японии трудно». Он, правда, признает, что для этого «нужно мужество».

Недостижимые цели

Микитани родился в Кобе, в юности прожил несколько лет в США. После окончания университета Хитоцубаши устроился на работу в Industrial Bank of Japan, в отдел инвестиций, затем занял должность советника по слияниям и поглощениям (позднее он получил второе высшее образование в Гарварде и степень MBA).

Впервые мужество для решительного переворота в своей жизни и бизнес-карьере потребовалось Микитани, когда он принял решение оставить престижную и перспективную работу в Industrial Bank of Japan и начать свое дело. В него он вложил средства, заработанные в Industrial Bank of Japan, а также полученные от оказания консалтинговых услуг, — в общей сложности 20 млн иен ($240 000). В 1996 г. Микитани создал торговую площадку в интернете — своеобразный интернет-супермаркет, торгующий любыми видами товаров и услуг.

Микитани вовремя вошел в новый бизнес — спрос на интернет-услуги рос во всем мире, предприниматели поняли, что на этом можно неплохо заработать. Но был и риск. Многие крупные компании с известными брендами и большими финансовыми возможностями к тому моменту уже попробовали себя в онлайн-шопинге и в итоге потерпели фиаско. Кроме того, идея продавать товары через интернет была чужда тем мелким торговцам, которых Rakuten хотел вовлечь в свою сеть.

За первые несколько недель переговоров с потенциальными поставщиками товаров и услуг Микитани и пять его сотрудников сумели привлечь к сотрудничеству только пять человек. Начало обескуражило Микитани, но он продолжал упорно работать, заражая оптимизмом и верой в успех свою немногочисленную команду. Микитани и сейчас верит, что конечный успех Rakuten зависел и будет зависеть от постановки жестких целей и способности людей достигать их посредством постоянного совершенствования. В своей книге «Принципы успеха», опубликованной три года назад, он писал: «В деловом мире прорывы получаются только тогда, когда удается достичь цели, которая казалась недостижимой. Нет особого смысла ставить перед собой цель, которую можно достичь без труда».

Но столь же очевидно, что успех Rakuten опирается не только на амбиции, мужество и решимость. Каждое серьезное решение, принятое в Rakuten, было основано на детальном стратегическом анализе и тщательной аргументации — это касается как топ-менеджмента, так и единоличных решений Микитани.

На сайте glassdoor.com, где бывшие и действующие работники компаний анонимно делятся своими отзывами о работодателях, главная жалоба персонала Rakuten — единоличная власть Микитани, ослабляющая авторитет менеджеров среднего звена.

«В нас больше человеческого»

Проанализировав причины провалов других онлайн-торговцев, Микитани разработал бизнес-модель, основанную на прямой связи продавцов и покупателей. Rakuten не продает собственные товары, а является просто торговой площадкой, куда продавцы приносят свою продукцию и находят там покупателей. Прямое взаимодействие между онлайн-продавцом и покупателем означает, что «он более живой, чем магазины наших конкурентов», говорит Микитани: «В нас больше человеческого. Мы создали эту компанию, чтобы расширить возможности малого и среднего бизнеса в сети интернет». Но японские владельцы малого и среднего бизнеса поначалу с осторожностью воспринимали новую идею Микитани.

Чтобы завлечь их в свои сети, Микитани придумал в общем-то бесхитростный, но на удивление эффективный прием. Он и его сотрудники стали ходить по улицам быстрым шагом, а порой и делать отжимания, прежде чем зайти в офис к очередному скептически настроенному владельцу малого бизнеса. Идея заключалась в том, что предприниматели больше доверяют тому, кто выглядит уставшим от работы и прилагающим массу усилий, чтобы заработать, чем ловкому торгашу в роскошном костюме. И план сработал. Клиентов у Rakuten становилось все больше и больше. Сейчас торговая площадка Rakuten позволяет даже мелким производителям из самых отдаленных регионов показать свой товар миллионам потенциальных клиентов. А кое-кто, уверяет Микитани, превратился из убыточной компании в преуспевающую с оборотом продаж, превышающим 100 млн иен ($1 млн) в месяц.

Чтобы рутина не заела

Одно из слагаемых успеха любого преуспевающего бизнесмена, в том числе и Микитани, — везенье. Rakuten повезло провести IPO до того, как лопнул пузырь доткомов, и привлечь 50 млрд иен ($600 млн). Акции Rakuten котируются на Jasdaq, бирже стартапов, с 2000 г. С тех пор компания провела четыре размещения на бирже и привлекла от акционеров 230 млрд иен (около $2,7 млрд).

Микитани продолжает контролировать компанию — вместе с членами семьи он владеет самым крупным пакетом, около 44% акций. Он привел в компанию опытных специалистов со стороны, таких как главный операционный директор Казунори Такада и руководитель глобальных операций Кентаро Хьякуно — оба выходцы из Toyota.

Даже после того как Rakuten превратилась в группу широкого профиля, которая помимо собственно торговли занимается потребительскими кредитами и туристическими услугами, а также биржевыми и банковскими онлайн-операциями, Микитани продолжает предпринимать новые инициативы.

В 2004 г., когда японский бейсбол страдал от недостатка финансирования, Микитани создал новую бейсбольную команду (чего не происходило в течение предшествовавших 50 лет) и сумел добиться ее прибыльности в течение первого года. А в 2005 г. он шокировал деловые круги, предприняв попытку враждебного поглощения (в конечном счете закончившуюся неудачей) одной из крупнейших национальных телевещательных компаний — TBS, которую он хотел объединить с Rakuten.

Кроме того, чтобы не заедала рутина, он ездит в зарубежные поездки как минимум один раз в месяц, даже если речь идет о двухдневном путешествии из Токио в Барселону и обратно.

Микитани возглавляет JeBA, ассоциацию, целью которой является укрепление конкурентоспособности Японии путем развития интернета и электронного бизнеса. Выводя Rakuten за пределы Японии и беря на себя обязательство сделать ее ведущей мировой компанией интернет-услуг, Микитани остается верен своему собственному правилу, согласно которому лидеры должны ставить перед собой более высокие цели.

Выход на международный уровень — вызов для Rakuten. Но, по словам Микитани, это еще и дорога, которая «прокладывается ради более юного поколения» японцев. После двух десятилетий экономического спада они становятся «очень, очень консервативными, что плохо», сетует он: «Понятно, что я делаю все это ради своей компании <…> Но в то же время это очень важный эксперимент во благо Японии».

Пять принципов Микитами

Хироси Микитани любит девизы и тезисы. Их можно встретить и в деловой документации его компании, и в двух книгах, которые он написал. В первой, «Принципы успеха» (вышла в 2007 г.), перечислены пять его самых заветных принципов:
1. «Персонал должен постоянно заниматься самосовершенствованием, постоянно двигаться вперед!» Каждый человек должен иметь силу воли, чтобы добиться своей цели.
2. «Гарантировать профессионализм!» Каждый сотрудник Rakuten должен думать быстрее и лучше, чем другие, поскольку Rakuten должна быть бизнес-группой с профессиональным взглядом на вещи.
3. Очень важно обеспечить в компании следующий процесс: теоретическая разработка новых идей, воплощение их в жизнь, проверка полученных результатов, а затем применение полученного результата в долговременной практике.
4. «Максимальное удовлетворение клиентов».
5. А также «скорость, скорость, скорость», что означает «делать в течение одного месяца то, на что другим компаниям нужен год». Но со временем Микитани, похоже, стало не хватать перечисленных принципов. В прошлом году он опубликовал книгу «Золотые правила успеха», в которой перечислил 92 правила, ведущих к успеху.

От $5,3 млрд до $6 млрд

Такого размера российский B2C рынок электронной торговли достигнет в 2010 г., считает руководитель проекта фонда «Общественное мнение» «Мир интернета» Павел Лебедев. По его оценке, порядка 60% оборота (около $3,5 млрд) придется на города-миллионники, где проживает 45% людей, совершающих покупки через интернет. Фонд «Общественное мнение»

Справка:

Rakuten
Оператор онлайн-торговли
Крупнейшие акционеры: Crimson Group (17,3%), основатель компании Хироси Микитани (16,6%), Харуко Микитани (11,14%), остальные акции – в свободном обращении.
Капитализация – 801,9 млрд иен ($9,54 млрд).
Финансовые показатели (2009 г.):
Выручка – 298,25 млрд иен ($3,25 млрд),
Чистая прибыль – 52,71 млрд иен ($590 млн).

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments