Как стало известно РБК daily, столичная сеть «Экспедиция», принадлежащая бизнесмену Александру Кравцову, решила открыть свой собственный магазин в Лондоне в ноябре этого года. Инвестиции в проект составят около 1 млн долл. Торговые точки «Экспедиции» появятся также в Праге, Белграде, Любляне, Йоханнесбурге и Бейруте, их откроют франчайзинговые партнеры сети — наши бывшие соотечественники.
Александр Кравцов начинал свой бизнес-путь с обувной косметики и средств от комаров. В 2002 году его геологическое прошлое подсказало создать бренд «Экспедиция». На сегодняшний день в России и странах СНГ существует более 400 одноименных магазинов и несколько ресторанов полярной кухни. В этом году г-н Кравцов решил предложить свои необычные товары — среди них можно обнаружить экспедиционный чум или надувное джакузи — своим соотечественникам, которые живут за границей.
Как рассказал РБК daily глава департамента международного развития «Экспедиции» Александр Васильев, в конце апреля этого года компания сделала первую остановку в Турции, в торговом центре Стамбула. «Это небольшой магазин площадью чуть более 10 кв. м, — отметил он. — Торговая точка развивается нашими русскими партнерами по франшизе».
Кроме того, у компании есть опыт дистрибуции собственных товаров в иностранные магазины других сетей. Сейчас продукцию «Экспедиции» можно купить в Австралии, Новой Зеландии и некоторых штатах Америки.
В планах компании — выход в те иностранные города, где велика доля российских эмигрантов. Им «Экспедиция» предложит развивать свои магазины по договору франчайзинга, причем партнерам не придется выплачивать роялти. «Мы будем зарабатывать только на том, что станем делать поставки в эти магазины», — утверждает г-н Васильев. Уже этой осенью торговые точки сети появятся в Праге, Белграде, Любляне, Йоханнесбурге и Бейруте.
Но главным шагом в зарубежной экспансии станет открытие собственного магазина на арендованных площадях в Лондоне. «Скорее всего, мы откроем свою точку площадью 60 кв. м уже в ноябре на Оксфорд-стрит, инвестиции в нее составят порядка 1 млн долл., — говорит г-н Васильев. — Затраты сопоставимы с открытием магазина на родине».
В сущности в сегменте non-food «окно в Европу» уже прорубала сеть магазинов Le Futur, которая специализируется на необычных подарках (например, можно купить погодную станцию или проектор океана). Программа зарубежного развития по франшизе этой компании стартовала в 2005 году, ритейлер успел охватить Венгрию, Малайзию, Мексику и Албанию. Но в 2008 году программу свернули новые владельцы бизнеса. Сейчас у компании девять собственных и 13 франчайзинговых магазинов в России.
Руководитель отдела оптовых закупок Le Futur Роман Горба говорит, что компании было сложно осуществлять поставки за рубеж. «Фактически наш товар дважды проходил таможню — при попаданию в Россию, а потом — в конечную страну назначения, поэтому цены в наших торговых точках становились больше», — пояснил он. При этом г-н Горба полагает, что конкурентам будет проще — средние чеки сетей различаются фактически в два раза: так, у «Экспедиции» он составляет 50 долл., у Le Futur — 100 долл.
Роман Горба добавляет, что франчайзинговые магазины даже без роялти — это обеспеченный рынок сбыта продукции с возможностью контроля процесса. По его словам, Le Futur сейчас и сама рассматривает возможность возвращения к иностранной экспансии.