Во втором квартале потребители России стали готовы меньше экономить на том, от чего в кризис отказывались больше всего,— покупке новой мебели и бытовой техники, занятиях фитнесом и т. д. При этом они собираются меньше тратить на услуги ЖКХ, оплату связи и транспорт. Желание экономить на этих «неэластичных» категориях проявилось у россиян впервые.
Доля россиян, готовых при ухудшении финансового положения отказаться от покупки новой мебели и товаров для дома, снизилась с 41% в первом квартале этого года до 34% — во втором, сообщается в исследовании GfK. На 9 процентных пунктов (п. п.) стало меньше тех, кто намерен экономить на занятиях спортом, во втором квартале таких было 20%. Число тех, кто намерен экономить на приобретении новой бытовой техники, электроники, телефонов, уменьшилась на 4 п. п., до 26%.
Ритейлеры подтверждают результаты исследования. «Во втором полугодии мы наблюдаем рост посещаемости магазинов, готовности покупать. Хорошую динамику, например, показывает мебель для кухни»,— отмечают в IKEA. Впрочем, там оговариваются, что на улучшение показателей могла повлиять завершившаяся недавно большая распродажа, которую устраивала компания. Оживление рынка бытовой техники и электроники во втором квартале заметили в «М.Видео». «Интерес россиян растет на фоне снижения цен»,— объясняет представитель сети Валерия Андреева. По ее словам, «М.Видео» во втором квартале увеличило продажи на 5%, тогда как первый квартал был отрицательным для всего рынка. Госпожа Андреева подчеркивает, что ключевым стимулом для значимых покупок (крупная бытовая техника, телевизоры, смартфоны) остаются кредиты и промопредложения.
Не согласна с выводами GfK заместитель гендиректора сети фитнес-клубов X-Fit Ирина Туманова: «Спрос на фитнес-услуги стабильно вялый — с момента кризисного дна мы не фиксировали заметных изменений. И два квартала текущего года не стали исключением». По словам госпожи Тумановой, притока в клубы новых клиентов, которые до экономического спада не занимались фитнесом, не наблюдается, но при этом начинают возвращаться к тренировкам те, кто отказался от них в последние два года по материальным соображениям.
Заметное снижение числа экономящих аналитики GfK увидели также на рынке книг и журналов (на 4 п. п.), косметики и парфюмерии (3 п. п.), товаров для детей и игрушек (2 п. п.), развлечений (4 п. п.), образования и обучения (3 п. п.), одежды и обуви (2 п. п.). Также стало меньше экономящих на посещении баров и ресторанов (3 п. п.) и салонов красоты (3 п. п.).
Рост доли экономных граждан произошел в шести категориях. До 41% (на 6 п. п.) выросло число тех, кто готов отказаться от путешествий. Участники туррынка, в свою очередь, не видят снижения спроса, говорит представитель OnlineTur.ru Игорь Блинов. «По итогам года мы ждем роста продаж на 12%. Другое дело, что многие туристы стараются экономить, сокращая продолжительность поездки: вместо туров на одиннадцать ночей выбирают на семь-восемь»,— отмечает он. Гендиректор сервиса по сравнению цен на туры Travelata.ru Алексей Зарецкий, наоборот, заявляет о бурном росте покупок туров — в частности, в сегменте онлайн-продаж. «К примеру, за период с января по июль 2017 года продажи выросли на 85% относительно того же периода прошлого года»,— говорит он.
Почти в два раза во втором квартале увеличилась доля тех, кто экономит на продуктах питания, их стало 7%. В ГК «Дикси» говорят, что в покупательском поведении сохраняется рациональный подход к ценовому предложению. Но нового резкого пика в сторону сокращения расходов пока не наблюдается, сказал представитель компании. В X5 Retail Group напоминают, что доля респондентов, сокращающих потребление или переходящих на более дешевые товары, по данным ФОМ, снижается с августа 2016 года. Однако она по-прежнему высока — 58% на июнь этого года, подчеркнули в компании. Ее представитель отметил, что стабильное улучшение настроений потребителей Росстат фиксирует со второго квартала 2016 года.
На 3 п. п. стало больше россиян, которые готовы больше экономить на транспорте и бензине (12%), связи (9%) и оплате коммунальных услуг (6%). Как отмечают в GfK, запрос потребителей на экономию в «неэластичных» категориях, таких как расходы на мобильную связь, транспорт, товары повседневного спроса и даже коммунальные услуги, усилился впервые.