Угрозы крупнейших российских ритейлеров привлечь к ответственности "Яндекс.Маркет" за продажу товаров, которые могут быть контрафактными, не напугали "Яндекс". Компания предлагает интернет-магазинам отдавать агрегатору до 50% прибыли с каждой покупки взамен на привилегии в поисковой выдаче. Продавцы легальных товаров могут себе позволить комиссию не более 2%, значит, предложение заинтересует опять же исключительно "серых" импортеров, возмущаются ритейлеры.
С 23 апреля ставка агентского вознаграждения (CPA — Cost Per Action, оплата за действие по завершении покупки) будет определяться интернет-магазином самостоятельно в пределах от 1% до 50% (включая НДС) от стоимости товара, следует из сообщения "Яндекс.Маркета". Если магазин не установил или не изменил ставку CPA, по умолчанию будет применяться действующая сейчас ставка CPA в размере 1%.
В дальнейшем компания планирует ввести аукционную систему по принципу той, что уже действует на "Яндекс.Маркете" при оплате за клик по объявлению (модель CPC — Cost Per Click): чем большее вознаграждение готов предложить магазин, тем на более выгодных позициях отобразится его объявление на странице предложений товара. "50% — это техническое ограничение, чтобы установить верхнюю допустимую границу и, например, исключить опечатки (75% вместо 7,5%),— поясняют в "Яндексе".— Не думаем, что среди магазинов будет много желающих на самом деле выставить такую комиссию".
"Яндекс.Маркет" — крупнейший в России агрегатор товаров в интернете: подключено около 13 тыс. магазинов, ежемесячно им пользуются более 17 млн человек (по данным "TNS Россия"). По подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, объем рынка онлайн-ритейла в России вырос в 2013 году на 34%, до 544 млрд руб. (около $17 млрд). Долю интернет-продаж в ритейле Ассоциация компаний розничной торговли оценивает в 2%.
"Мы работаем на "Маркете" только по CPC-модели",— говорит представитель интернет-гипермаркета Ozon.ru Мария Назамутдинова. По ее мнению, новый СРА-аукцион ориентирован на категории товаров с более высокой маржинальностью (на электронику, возможно, на бытовую технику, одежду, книги), "безусловно, от этой модели "Маркет" получит дополнительную прибыль".
Повышение ставки наиболее актуально для тех категорий, где высока конкуренция и маржинальность товаров (например, одежда, детские товары, шины и т. д.), подтверждают в "Яндексе". CPA-модель выгодна для магазинов, которые торгуют всеми категориями товаров, потому что при этой модели они оплачивают не просто трафик на сайт, а заказ товара, отмечают в компании. По словам представителя "Яндекса" Татьяны Комаровой, сейчас с "Яндексом" по модели CPA работают такие магазины, как "Белый ветер", "Холодильник.ру", "220 вольт", "003" и др. При этом магазины по-прежнему могут работать с "Маркетом" и по обычной модели — с оплатой за клик (CPC), подчеркивают в "Яндексе".
Новые правила "Яндекс.Маркета" могут еще больше обострить отношения "Яндекса" и крупнейших российских ритейлеров. Как уже сообщал "Ъ", компании обвинили "Яндекс" в продвижении товаров, ввезенных в страну без согласия правообладателей. В частности, президент "М.Видео" Александр Тынкован прямо назвал "Яндекс.Маркет" "биржей "серого" товара", а "Яндекс" — "основным бенефициаром создавшейся системы": поисковик и его сервисы, зарабатывая на рекламе, формируют до 80% трафика отдельных магазинов, которые могут торговать контрафактом.
"Вряд ли какой-то белый ритейлер в здравом уме и твердой памяти, имея минимальную маржу на цифровых устройствах, которые зачастую ищут в "Яндексе", выставит комиссию выше 1-2%",— рассуждает менеджер одного из крупнейших российских ритейлеров. Зато это исключительно выгодно "серым" игрокам, у которых маржа выше за счет того, что они налогов не платят вообще. "Они могут пожертвовать маржой и работать на обороте, поскольку для многих таких игроков "Яндекс" дает до 80% от их общих продаж",— отмечает собеседник "Ъ".