The Village запускает новую рубрику, в которой будет рассказывать про знаковые нежилые здания Москвы. Филиал ада, пещера, дом с корнями, "в стиле Гауди" — так благодаря странному фасаду называют это здание по адресу Грайвороновская, 19 в Текстильщиках. Оно регулярно попадает в подборки самых страшных, необычных, нелепых строений, но московские краеведы затрудняются рассказать его историю. С 2003 года половину здания занимает супермаркет сети "Пятерочка". Сейчас с ним соседствуют несколько небольших павильонов с выпечкой, бытовыми услугами и шаурмой, а другую половину занимает бильярдная и букмекерская контора. Мы побывали в пугающем месте и спросили людей, которые здесь работают, об их необычном офисе.

Кто и как здесь работает

Алим Ахкубеков, директор магазина "Пятерочка":

Я работаю здесь директором всего неделю — дохожу до работы пешком за 20 минут. Первый раз, когда мне дали адрес этого магазина, я долго искал "Пятерочку", но думаю, что необычный фасад — это все-таки плюс. Некоторые заезжают сюда, думая, что это ресторан, а заходят к нам. Летом на фасаде появляется водопад.

До этого был директором другой "Пятерочки" поблизости. Я пришел сюда грузчиком два года назад, потом стал товароведом, заместителем, а дальше директором.

Если честно, работу в "Пятерочке" я не искал. Сначала у меня этого и в мыслях не было. Я хотел идти по своей специальности — "туризм", — но мне предложили уехать в Египет или Турцию, а я хотел остаться в Москве. Пошел в армию, а после армии знакомый предложил работу товароведа. Но я торговлей никогда не занимался, поэтому решил начать с низовых позиций. Устроился грузчиком, проработал неделю. Сначала не мог запомнить, где в магазине что находится, но вообще много мозгов не надо было. Понял, что могу идти дальше. Сдал экзамен на товароведа, поработал на приемке пару месяцев, а через некоторое время стал замом. Стало поинтереснее работать — два дня паришься, два дня отдыхаешь.

В нашей "Пятерочке" работает больше 30 человек. Предыдущий директор собрал не коллектив, а семью: все друг другу доверяют. Меня тоже приняли как своего. В обязанности директора входит все, что вы видите, входя в магазин. Основное — это контроль за персоналом, чтоб не халтурили, и заказ продуктов, чтобы полки не пустовали. Заказы мы делаем большие и заранее — например, 200 килограммов бананов на несколько дней. В сутки бывает 8–10 поставок, основные — от внутренних поставщиков — приезжают ночью.

С жалобами покупателей работают замы, но иногда люди хотят видеть именно директора. Они жалуются на все, даже если можно решить вопрос, просто позвав кого-то из персонала. Например, покупатель берет что-то, а потом передумывает и оставляет не там, где это лежало. За ним приходит другой, смотрит на ценник и видит, конечно, не ту цену, которую ему скажут на кассе. Вообще, ценники у нас меняются каждый день. В магазине около 3 тысяч ценников, и если мы что-то проглядели, то это наш косяк.

Алина Нурумбетова, заместитель директора:

Мне кажется, этот фасад не имеет значения. Магазин у нас один из лучших в районе, поэтому сюда и тянутся. Хотя всегда найдутся недовольные покупатели.

Первый раз я сюда приехала в 2014 году, когда устраивалась товароведом. Сначала я была в шоке, увидела здание и подумала: "Это что вообще?" Но сейчас, когда нам надо ориентировать людей, говорим: "Это необычное здание, без внимания вы просто не проедете".

У нас есть одна сотрудница, которая работает в этой "Пятерочке" с момента ее открытия в 2003 году. Раньше она была старшим кассиром, а сейчас следит за раскладкой и сроками годности в отделе детского питания, чая и кофе. Весь товар раскладывается в соответствии с планограммой, но самые сложные отделы — это гастрономия и молочка, потому что "просрок" здесь очень короткий.

Скоро я перейду работать в другую "Пятерочку", потому что уже прошла собеседование на должность директора и жду результатов.

Магазин работает с 9 до 23 часов. Раз в неделю, во вторник, мы собираемся в 8 утра и беседуем — ставим задачи, разбираем замечания от начальства, говорим коллективу показатели по выручке и среднему чеку.

Ночью магазин тоже не пустует. Здесь происходит ночная приемка — приезжает весь товар, который сотрудники разбирают. Мужчины у нас закреплены за отделами воды, сока и алкоголя, потому что палеты с бутылками тяжелые, за остальное отвечают, как правило, женщины.

Сначала я была в шоке, увидела здание и подумала: "Это что вообще?"

Гульханум Агамурадова, продавец-кассир:

Я работаю здесь около пяти лет. Когда увидела здание в первый раз, мне очень понравилось — оно похоже на водопад.

В магазине я отвечаю за молочку, мясо и охлажденные продукты. Первым делом я должна выкладывать товар и смотреть за сроками годности. Не секрет, что продукты, у которых срок годности заканчивается раньше, выставляются спереди, а другие сзади. Я стараюсь запоминать раскладку, чтобы ловить просрочку вовремя.

Покупатели постоянно обращаются с вопросами, я, конечно, подсказываю — это моя работа. Другая моя обязанность — работа на кассе. Я люблю, когда на кассе много народу, тогда не приходится просто сидеть.

Когда увидела здание в первый раз, мне очень понравилось — оно похоже на водопад.

Улугбек, продавец шаурмы:

Полтора года я работаю здесь с 9 до 23 часов без выходных. Когда первый раз искал место, долго кружил — не мог понять, куда мне надо. В Москву приехал из Таджикистана деньги зарабатывать, не отдыхать. Мне платят 1,5 тысячи рублей за рабочий день, еда всегда бесплатная.

Шаурму готовлю уже пять лет, научился сам. Жители соседних домов покупают много курицы гриль, шаурму берут школьники, вечером после работы таджики и узбеки приходят за выпечкой. Я могу продать 10 кур гриль в рабочий день и 20 штук в выходной. Курица у меня стоит 250 рублей, а обычная шаурма в лаваше — 120 рублей.

Что говорят местные жители

Зинаида:

Я живу совсем рядом — это Грайвороновская, 19, а мой дом — 21. Я все время хожу в эту "Пятерочку", набираю продуктов почти на неделю. 25 лет назад в этом здании был вещевой магазин "Весна", но такого фасада еще не было. Сначала многие говорили: "Ну что наделали?" — а потом привыкли.
 
Лиля:

Я живу в этом районе не очень давно. Это здание напоминает мне про Капитана Джека Воробья и все эти страшилки. Здание уродское — грубо и некрасиво наляпано, но постепенно к нему привыкаешь. Первое впечатление неприятное, а куда деваться, в "Пятерочку" надо идти. Но летом хорошо фонтанчики шуршат. И кто только давал добро на такую лепнину…

Насколько фасад помогает торговле

Марина Казакова, основатель школы визуального мерчендайзинга M&W:

Хочется подчеркнуть разницу между арт-инсталляцией и коммерческой инсталляцией. Задача арт-инсталляции — произвести впечатление, донести злободневность и актуальность мысли. Задача коммерческой инсталляции — продать продукт через замысел художника. Соответственно, главный вопрос к собственнику здания — какая задача стояла перед художником: какую злободневную мысль озвучил художник, или какой продукт продвигается в этом сюжете?

Оценивать паблик-арт я не могу, но если мы рассматриваем фасад здания, относящегося к продуктовому low budget сегменту, то контекст товарного предложения в сочетании с внешним оформлением фасада в голове вызывает стресс, сумбур, вопрос и отторжение.

Оформление фасада в первую очередь должно подчеркивать окружающую городскую среду и отражать концепцию бренда или торговой марки, но не в ущерб первому. Дальше привлекать внимание, продвигать продукт, ориентируясь на сезонность, целевую аудиторию и ценовой сегмент торговой марки.

5 1 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments