Я создал более 20 компаний и уже после появления первых по-настоящему успешных проектов перестал мечтать о новом бизнесе. Захотелось сосредоточиться на уже работающих компаниях, уделять больше времени воспитанию троих детей. Готовясь уйти на заслуженный отдых, в прошлом году я вложился в сервис для инвестиций в коммерческую недвижимость Aktivo. Решение было принято, но я опять не смог сдержаться и запускаю новый проект. Но этот уже точно последний.
Как это часто бывает, идея нашла меня сама. Недавно моя жена взяла машину и поехала в сервис, где за пустяковую работу ей выставили счёт на 78 000 рублей. Мне показалось, это многовато, и я поехал к тем же автомеханикам. И что бы вы думали? За аналогичную работу мне предложили заплатить всего 7000 рублей. Я был просто взбешён и решил, что проблему нужно решать. Я вдруг обнаружил, что есть гигантский рынок автосервисов, где маржа не просто в два-три раза выше, чем в торговле новыми машинами, но ещё и чёрт знает что творится.
Совсем недавно рынков, устроенных по такому же странному принципу (теперь я называю его "от 7000 до 78 000"), в России было много. Так работали и таксисты, и продавцы недвижимости, и агентства по сдаче недвижимости в аренду, и гостиницы. Все они изменились благодаря агрегатам. Мы больше не ловим на улице "бомбил" и не обзваниваем таксопарки в поисках тарифа подешевле — у каждого в телефоне есть Uber или "Яндекс.Такси".
Я подумал, почему всякий раз, когда мне нужно отремонтировать машину, приходится искать автосервис подешевле, самому становиться специалистом по запчастям, сравнивать стоимость работ или вообще, как в советские времена, искать знакомого механика? Уберизация должна была прийти на рынок автосервисов, и я очень рад, что именно мы возглавим этот тренд с проектом CarFix, сервисом, который поможет автовладельцам чинить машины по прозрачным ценам.
Эффект "от 7000 до 78 000" — лишь первая эмоция, после которой у хорошего предпринимателя должен сработать рефлекс. Любую идею нужно проверить на простых цифрах. Я это, разумеется, сделал, и вот что получается. Какой российский рынок ни возьми, он должен быть меньше, чем аналогичный рынок в США или любой другой более развитой и более крупной экономике. Население у нас в два раза меньше, ВВП — в десять раз. К примеру, американский рынок штанов для йоги больше российского в 500 раз (я проверил). Но с рынком авторемонтных услуг совсем другая история — он всего лишь в пять раз меньше, чем в Америке.
В Германии самый популярный сайт, посвящённый автосервису, — на 750-м месте по посещаемости. То же самое в США и Японии. Российский же магазин автозапчастей Exist не просто входит в топ-50 самых популярных сайтов Рунета — это вообще самый посещаемый сайт по автосервису в мире. Или люди в России обожают ремонтировать свои машины, или — что, согласитесь, более вероятно, — у них просто нет другого выхода. В общем, российские автомеханики просто напрашивались на то, чтобы кто-то организовал их работу по примеру рынка такси.
Как я уже сказал выше, чтобы найти нишу для нового проекта, достаточно лишь оглянуться по сторонам. В кризис 2007–2010 годов я запустил KupiVIP. Расчёт был на то, что, потеряв в доходах, люди постараются сохранить статус и качество жизни. Та же логика лежит в основе другого моего проекта — CarPrice. Ещё пару лет назад о подержанных машинах никто и думать не хотел, но потом возникла "новая реальность" и весь рынок переориентировался именно на авто с пробегом. В тучные годы эти модели не умирают — начинает работать эффект узнаваемости, да и экономить люди любят независимо от толщины их кошельков.
Но удачная идея — это только начало. Чтобы построить эффективную систему, которая будет стабильно зарабатывать, требуются годы — семь-восемь, а то и все десять лет. Реализовать хотя бы один большой и успешный проект — это не то же самое, что открыть десяток интернет-магазинов по продаже чего-нибудь вроде штанов для йоги. У меня больших проектов теперь более чем достаточно, и в ближайшие десять лет мне есть чем заняться помимо воспитания троих детей. Кроме того, отпущенный мне лимит успешных идей я, боюсь, уже исчерпал. Пускай CarFix станет моим последним крупным проектом.