Универсальные пандусы для подъездов и смартфон, которым можно пользоваться на расстоянии. Некапающий кондиционер и самоочищающийся фильтр для воды. Чехол, устраняющий загрязнения с экрана, и чашка, размешивающая сахар. "Секрет фирмы" выбрал шесть инноваций, способных избавить потребителей от бытовых трудностей.
Подъездная миссия
Проблема: неудобные пандусы или их отсутствие в подъездах
Решение: "И–Пандус"
Разработчик: "Изобреталь Комфорт"
"Мы принципиально не даем взяток, поэтому приходится быть незаменимыми",— уверяет генеральный директор компании "Изобреталь Комфорт" Алексей Фоменко. С 2008 года Фоменко, тогда еще студент МГТУ им. Баумана, занимается "изобретательством на заказ" — помогает клиентам решать технические задачи при разработке оборудования.
Идея создания инновационных пандусов появилась у Алексея Фоменко и его команды в 2011 году, во время работы над очередным заказом (подъемники для инвалидов). "Мы тогда увидели, что в Москве есть ряд подъездов, в которых невозможно по противопожарным нормам безопасности установить ни подъемники, ни стационарные пандусы — из–за заужения лестничного прохода",— вспоминает Фоменко. Год и 2 млн руб. потребовались Алексею Фоменко, Кириллу Ершову и еще четверым инженерам на создание "умного" пандуса, который получил название "И-Пандус" ("И" — от слова "идеальный").
"И-Пандус", складной пандус с регулируемой колеей, по словам Фоменко, не имеет аналогов в мире. С помощью специальной кнопки им могут пользоваться только те, кому выдается электронный ключ. По сигналу устройство выдвигается из–под перил, а ширину колеи можно регулировать самостоятельно. Вандалам разработка "Изобреталь Комфорт" неинтересна — инженеры специально убрали из конструкции цветные металлы.
Серийное производство "И-Пандуса" началось около двух лет назад, а по итогам 2013 года выручка "Изобреталь Комфорт" выросла почти в семь раз. В месяц компания Фоменко и Ершова продает в среднем шесть пандусов по цене 180-200 тыс. руб. (для сравнения — обычный металлический пандус стоит около 40 тыс.). Впрочем, несмотря на высокий ценник, районные управы Москвы будут вынуждены приобретать устройство "Изобреталь Комфорт": в столице около 36 тыс. подъездов, где невозможно установить стандартные модели пандусов.
Из 125 московских управ к услугам "Изобреталь Комфорт" уже обратились 20. Большая часть клиентов появилась после того, как на выставке в мэрии Москвы два года назад на "И-Пандус" обратил внимание первый заместитель мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. Тогда же у "Изобреталь Комфорт" появился и инвестор. "После успеха на выставке выстроилась очередь из желающих вложиться в компанию. Но нам нужен был не денежный мешок, а человек, знающий рынок ЖКХ",— объясняет Алексей Фоменко. Имя инвестора, вложившего в организацию производства "И-Пандусов" 9 млн руб., в компании не раскрывают, однако, по данным "Спарк-Интерфакс", третьим совладельцем компании в июне 2012 года стал Андрей Герман. Доля Германа в "Изобреталь Комфорт" — 49,94%.
"Когда мы начинали этот бизнес, нам все говорили: "Куда вы ползете, рынок ЖКХ самый коррумпированный, туда выходить без знакомств и откатов нереально". Но оказалось, что там работают нормальные люди, интересующиеся инновациями,— уверяет Алексей Фоменко.— Пандусы должны стать такой же нормой, как металлическая дверь с домофоном. И я уверен, что совсем скоро во всех подъездах будут стоять именно наши пандусы". "Изобреталь Комфорт" сейчас поставляет продукцию в Тулу и Тюмень, идут переговоры с дилерами из других регионов России. В этом году Фоменко почти втрое увеличил отдел продаж, к концу 2014 года компания планирует реализовывать по 40 пандусов в месяц. В планах изобретателей — охватить не только все постсоветское пространство, но и Латинскую Америку и Китай.
Сенсор без прикосновений
Проблема: неудобства при использовании смартфонов и других электронных устройств
Решение: сенсорные экраны
Разработчик: "НПП Тачскрин технологии"
Приходилось ли вам снимать перчатки в двадцатиградусный мороз, чтобы ответить на телефонный звонок? Или, может быть, приходилось мыть руки во время поедания креветок, чтобы включить новый эпизод любимого сериала на планшете? Сенсорные экраны завоевали мир, но иногда пользоваться ими неудобно или даже невозможно. Дмитрий Терентьев, студент магистратуры МГТУ им. Баумана и гендиректор компании "НПП Тачскрин технологии", создал экран, которым можно пользоваться в любых обстоятельствах.
Дипломная работа 22–летнего Дмитрия Терентьева посвящена тому, как снизить себестоимость производства сенсорных экранов. В процессе написания работы молодой ученый много экспериментировал. Результатом экспериментов стала собственная разработка инновационного сенсорного экрана, который объединяет в себе две функции — floating touch и multi touch. Да, обе "фишки" так или иначе уже представлены на рынке, но до сих пор ни одному производителю не удавалось их совместить. К примеру, корпорация Sony использует технологию, которая позволяет управлять смартфоном на расстоянии одним пальцем, но она не распознает движения и жесты сразу несколькими пальцами. Терентьеву удалось: благодаря floating touch экран выполняет команды пользователя без непосредственного касания (на расстоянии до 10 см), а с помощью multi touch распознает еще и многозадачные жесты. Патент на изобретение Терентьева ("Проекционно–емкостной сенсорный экран") сейчас находится в стадии рассмотрения в Роспатенте.
"Соединение всех подобных характеристик в одном продукте — уникальная инновация, такого нет ни у одного из конкурентов, среди которых мировые гиганты Sony, OcuSpec, Zytronic, Apple",— объясняет Терентьев, фирма которого "НПП Тачскрин технологии" импортирует в Россию продукцию конкурентов. До сих пор международные гиганты предпочитали вместо новых экранов выпускать специальные сенсорные перчатки, с помощью которых можно управлять устройством на морозе.
Ежегодно в Россию импортируют порядка 800 тыс. сенсорных экранов на общую сумму 10 млрд руб., треть из которых приходится на зарубежных производителей смартфонов и планшетов. Возможный объем продаж своей разработки Терентьев оценивает в 4,5 млрд руб. Потенциальные клиенты на отечественном рынке — сервисные центры, предприятия по производству навигационных систем, терминалов самообслуживания, автомобильной электроники, банкоматов, оборонного и медицинского оборудования.
Первую опытную партию экранов (100 штук) ученый планирует выпустить этой осенью. Сейчас идут переговоры с частными инвесторами в России и за рубежом, а также с потенциальными партнерами в Юго–Восточной Азии. Первую прибыль Дмитрий Терентьев рассчитывает получить в 2016 году.
Кондиционеры без слез
Проблема: "плачущие" кондиционеры
Решение: распылитель "Капспрей"
Разработчик: "РМ–Климат"
"Вам капал на голову кондиционер? Капал по подоконнику или балкону? 87% опрошенных отвечают ”Да”!" Такая надпись встречает клиентов на сайте распылителя для кондиционеров "Капспрей". В весенне–летний сезон в компанию "РМ–Климат" (монтаж и обслуживание кондиционеров), принадлежащую супругам Евгении и Василию Роньжиным, поступает по три-пять звонков в месяц с просьбой решить проблему капающих кондиционеров. Государственные и частные компании, следящие за состоянием домов, ежемесячно принимают по 100 и более заявлений с жалобами на соседей, которые установили капающие кондиционеры. А в сентябре прошлого года о "плачущих" приборах в рамках своей предвыборной программы "Комфортный город" высказался и мэр Москвы Сергей Собянин, отметив, что они "размывают фасады исторических зданий и мешают жителям столицы".
Основатели "РМ-Климат" в прошлом году нашли способ избавить Москву, да и другие города России, от капель из кондиционеров. По заказу Роньжиных изобретатели проекта "Фабрика идеальных продуктов" (компания специализируется на инновационных решениях для бизнеса) за четыре месяца создали устройство "Капспрей", которое крепится к кондиционеру с помощью специальной трубки и вешается на стену. Принцип работы простой: прибор собирает весь конденсат и распыляет его в окружающее пространство или на радиатор кондиционера.
Разработка "Капспрея" обошлась Роньжиным в 200 тыс. руб. В прошлом году первая тестовая партия "Капспрея" (200 штук по цене в 3,7 тыс. руб.) моментально разлетелась по дилерам "РМ-Климат". В ближайшее время предприниматели планируют начать работу и с розничными покупателями.
По словам собеседников СФ, представители ТСЖ уже начали рекомендовать своим клиентам "Капспрей" — особенно в новых домах, где сложно или запрещено делать вывод в канализацию через дренажную трубу. "Этим летом мы планируем продавать по 3 тыс. штук в месяц. В России бизнес сезонный, но в некоторых странах "Капспрей" будет востребован круглый год",— рассказывает Евгения Роньжина. Емкость только российского рынка предприниматели оценивают в $60 млн в год.
"Для дилеров, которые и так занимаются продажей кондиционеров, "Капспрей" — это хорошая возможность дополнительного заработка",— уверен владелец "Фабрики идеальных продуктов" Алексей Нониашвили. Роньжиным поступило уже более 356 заявок от потенциальных дилеров "Капспрей" из пяти разных стран (Украина, Азербайджан, Турция, Белоруссия, Казахстан) и из более чем 36 российских городов.
Чашка–юла
Проблема: необходимость использовать ложку для перемешивания жидкостей
Решение: кружка Pegtop
Разработчик: A.R.Novate
В 2009 году дизайнер Анастасия Гаврилова, студентка Института архитектуры и искусств Южного федерального университета, проходила практику в Лондоне и столкнулась с необычной проблемой. В местах общественного питания девушке постоянно не доставалось чайной ложки — ни сахар размешать, ни горячий напиток попробовать. Через несколько лет студенческий дискомфорт вылился в создание "умной" чашки, которая, вращаясь, самостоятельно размешивает содержимое.
В 2011 году Анастасия Гаврилова встретила своего будущего супруга Рафаэля Гайнуллина, специалиста в области ИТ и user experience. На одном из свиданий Анастасия рассказала Рафаэлю историю про Лондон и поделилась с ним своими мыслями о том, как можно было бы обойтись без ложек в принципе. "Рафаэль заинтересовался и тоже задумался",— вспоминает Гаврилова. Вскоре супруги основали компанию A.R.Novate, которая сегодня занимается дизайном инновационных продуктов.
Вращающаяся чашка Pegtop стала первым творением супругов. Идею вынашивали несколько лет: главная трудность заключалась в том, чтобы при вращении чашки не расплескивалась вода. "Когда мы полностью придумали концепцию кружки и отрисовали 3D–модель, стали консультироваться с квалифицированными физиками. Двое заявили, что кружка работать не будет,— вспоминает Гаврилова.— Но мы собственными руками создали первый образец, который с точностью до мелочей соответствовал нашим предположениям. Все заработало!"
Конструкция, изобретенная и запантетованная Гавриловой и Гайнуллиным, работает по принципу волчка: с внешней стороны чашка имеет углубление на дне и от толчка руки вращается на выступе в середине блюдца. При этом на стенках с внутренней стороны также есть выступы, наклоненные в сторону вращения чашки. Таким образом, струйки жидкости, отталкиваясь от стенок, закручиваются и направляются вниз, не разбрызгивая содержимое. Активная стадия разработки заняла всего две недели.
В 2012 году "умная" чашка вышла в финал престижного международного конкурса Red Dot Design Concept в Сингапуре и стала победителем конкурса Design and Design в Париже. А популярный интернет-ресурс Gizmodo.com, посвященный техническим новинкам, опубликовал видеоролик про вращающуюся чашку, после чего в A.R.Novate посыпались предзаказы. Помимо частных покупателей интерес уже проявили три зарубежных интернет-магазина (из Японии, Китая и США) и крупная российская производственная компания, которая захотела получить кружки в качестве подарков для своих клиентов.
Из–за занятости в других проектах (Анастасия также является генеральным директором компании GavrilovaDesign, специализирующейся на дизайне интерьеров) первая партия чашек Pegtop появится только в нынешнем году — в апреле супруги представили последний прототип на неделе дизайна в Милане в рамках Международной мебельной выставки iSaloni. Стоимость чашки-юлы они оценивают в 1,5-2 тыс. руб. в зависимости от материала — керамика или стекло. Однако выпуск первой партии не будет ориентирован на получение прибыли: дизайнеры решили воспользоваться краудфандингом для налаживания производства.
"В июне мы начинаем компанию по сбору заказов, но пока не определились с площадкой — выбираем между Planeta.ru и Boomstarter.ru. Для первой партии будем ориентироваться на 10 тыс. экземпляров, но это количество может быть увеличено — все зависит от размера собранных средств",— рассказывает Гайнуллин. После начала массового производства супруги планируют распространять продукт по розничным сетям, ориентированным на продажу оригинальных подарков.
Кроме того, в конце прошлого года предприниматели приступили к разработке еще одного продукта — обуви с подогревом Hot Step. Проект уже победил на Петербургской биеннале дизайна "Модулор 2013" и на национальном этапе конкурса James Dyson Award 2013.
Сам себе фильтр
Проблема: загрязняющиеся фильтры для воды
Решение: самоочищающиеся фильтры
Разработчик: "Центр инновационных технологий"
В прошлом году Денис Крапивин, генеральный директор компании-продавца фильтров для воды "Центр инновационных технологий", решил изобрести самоочищающийся фильтр для воды. На рынке в тот момент существовало единственное подобное решение от компании Honeywell. Однако из-за того, что продукт от Honeywell используется не только в бытовых фильтрах, но и в промышленности, он обладает массой дополнительных и ненужных обычному потребителю функций — сложный в использовании, громоздкий и дорогой.
В противовес решению Honeywell "Центр инновационных технологий" — усилиями "Фабрики идеальных продуктов" — за три месяца создал компактное автоматическое решение FIBOS. При первом использовании прибора владельцу фильтра необходимо выставить таймер, согласно которому в заданное время будет открываться специальный клапан и запускать процесс самоочищения фильтра. Таймер нужно настроить только в первый раз, выставив, например, на ежедневный или еженедельный режим.
Разработка и отладка производства в Москве обошлись Денису Крапивину в 500 тыс. руб. Розничная стоимость FIBOS вдвое дешевле решения от Honeywell — около 5 тыс. руб. против 10 тыс. руб. Пока Крапивин продает самоочищающиеся приборы только через свой сайт и за полгода вышел на реализацию примерно 150-200 штук в месяц. До конца года предприниматель планирует довести количество продаж до 5–7 тыс. фильтров. Уже этим летом владелец "Центра инновационных технологий" рассчитывает получить первую прибыль от продаж своего изобретения.
Шерше ля фам
Проблема: массивные и нефункциональные чехлы для iPhone
Решение: чехол Robert
Разработчик: ателье Marcel Robert
В начале 2012 года француз Эрве Марсель Роберт, потомственный мастер кожевенных дел и владелец ателье Marcel Robert, подарил русской жене-журналистке Арине Слабко iPhone. Арина — любитель идеальных продуктов и, по ее признанию, готова перевернуть Москву, чтобы найти желаемое. Получив в подарок iPhone, Слабко решила купить для него "красивый тоненький чехол из натуральной кожи, который защищал и при этом еще и очищал бы экран". Не нашла.
На помощь Слабко пришел муж: несколько месяцев семья в своем ателье пыталась добиться того, чтобы кожа будущего чехла стала жесткой, а значит, более устойчивой к износу, и при этом гибкой. С итоговым вариантом чехла помог Алексей Нониашвили с командой — идеальный продукт появился за 29 дней и 100 тыс. руб. ФИПовцы разработали специальную пленку для крышки чехла с внутренним покрытием микрофиброй (синтетическая ткань из микроволокон): она защищает и одновременно очищает экран от жирных пятен и разводов, не утолщает чехол, но при этом не позволяет коже превратиться в тряпку.
В августе 2013 года продукцией Арины Слабко и Эрве Марселя Роберта заинтересовался ритейлер re:Store. По словам Людмилы Семушиной, руководителя отдела по связям с общественностью Inventive Retail Group (развивает re:Store, Samsung, Sony, Nike, LEGO), компания в тот момент как раз нуждалась в обновлении ассортимента чехлов из натуральной кожи класса "премиум". Кожу для чехлов Robert семья закупает во Франции — на заводе, который поставляет материалы для Hermes, Louis Vuitton и других известных брендов. За полгода сотрудничества re:Store продал более 500 чехлов Robert. А недавно ателье Marcel Robert заключило контракт с еще одним крупным игроком — "Аэрофлотом". В мае чехлы Robert оказались в прямом смысле в небе — чехлы теперь представлены в каталоге Sky Shop и продаются на рейсах авиакомпании. Стоимость аксессуара — от 5 до 26 тыс. руб. в зависимости от кожи (теленок или аллигатор).
"Раньше мы закупали сырье шкурками, а теперь — коровами",— шутит Арина Слабко, рассказывая о темпах роста продаж чехлов. Ежемесячно ателье производит 1 тыс. аксессуаров для iPhone, к концу года эта цифра должна вырасти минимум втрое. Сейчас ателье Marcel Robert ведет переговоры с двумя российскими розничными сетями. Кроме того, в этом году чехлы Marcel Robert появятся на европейском рынке — прежде всего, во Франции, на родине Эрве. Семья предпринимателей рассчитывает, что по итогам этого года выручка ателье от продаж аксессуаров для гаджетов увеличится минимум вдвое — с нынешнего 1 млн руб. до 3 млн руб. в месяц.