Одна из самых верных дорог в совладельцы чужого бизнеса лежит через опционную программу. Только вот беда: чтобы пересчитать российские розничные компании, имеющие опыт реализации таких программ, хватит пальцев одной руки.
Так, сегодняшний лидер российской розницы — "Магнит" имеет менее богатый опыт в области опционов. Первая и пока единственная опционная программа ритейлера, рассчитанная на два года, была утверждена в конце 2009 г. В ней приняли участие чуть менее 200 сотрудников, проработавших в компании не менее восьми лет, в том числе не менее двух — на должности не ниже начальника отдела. Все они в 2011 г. стали владельцами чуть более 147 тыс. акций (0,166% в капитале).
Передать менеджерам 0,166% акций компании — это не так уж плохо, считает ее основатель и генеральный директор Сергей Галицкий. "Странная система: менеджер, по сути, получает зарплату за то, что просто приходит на работу, а за то, что он ее выполняет в полном объеме, нужно еще и бонус заплатить? В этом году мы зарплату менеджерам повысили, другие поощрения придуманы для тех, кто просиживает штаны в офисах", — говорил предприниматель в одном из интервью (2009 г.).
Классические опционные программы для топ-менеджеров имеют также X5 Retail Group и "М.Видео". А вот компаний, предлагающих топам — и не только — различные псевдоопционы, гораздо больше.
Подробнее читайте в рубрике "Вектор" в новом Retailer Magazine (№3 (30), декабрь 2013) прямо сейчас! Полная версия журнала доступна на любом устройстве: iPad, Android, Mac, PC всего за 99 руб.