Даже великие компании совершают ошибки. Примером тому стала Apple, сделавшие попытку выпустить в 1993 году наладонник Newton. Однако за $1 тыс. функций у устройства было слишком мало, а целевая аудитория была слишком узкой. Юрий Митин и Михаил Хомич напоминают о том, насколько важно четко объяснять потенциальным пользователям, зачем им тратить деньги на новый продукт.
Михаил Хомич, преподаватель экономики инноваций МГУ им. Ломоносова:
Многие из нас являются фанатами марки Apple. Почти любой продукт компании воспринимается на ура. Тем не менее, в истории детища Джобса хватает и неудачных примеров. Один из них – Apple Newton.
Эта история началась в 1993 году. В "яблочной" компании решили: пора менять рынок компьютеров и переходить на более портативные устройства. Целое подразделение фирмы из Купертино трудилось над первым наладонником. Вскоре появился Apple Newton или MessagePad. Целевой аудиторией устройства стали, скажем, архитекторы, которые могли быстро набросать, например, план дома. Также среди приложений были записная книжка, заметки, календарь и калькулятор с конвертером валют. Наконец, устройство могло распознавать рукописный текст.
Тем не менее, продукт разочаровал потребителей: слишком высокая цена – около $1000, большие размеры (компьютер не помещался в карман) и достаточное количество багов. Но главное – не было понятно, зачем вообще нужна машинка. Все эти недостатки были устранены конкурентом – компанией Palm, сделавшей понятное устройство, которое легко синхронизировалось со своими электронными современниками. A Apple Newton провалился.
Получается, и Apple может ошибаться?
Юрий Митин, эксперт по инновационному предпринимательству:
Во-первых, стартовая версия революционного продукта не может содержать столько недостатков. Фактически, это была недоделка.
Во-вторых, всегда объясняйте потребителю, зачем ему тратить деньги. Архитекторы – слишком нишевая аудитория. А для остальных устройство оказалось малопонятным.
Но не будем слишком строги – в конце концов, они просто опередили свое время.
Вывод
В бизнесе нет места для "почти". Продукт не может быть почти удобным, почти надежным и почти простым. Или делать хорошо, или не делать вообще.