По итогам первого полугодия оборот розничной торговли в Пермском крае по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился на 5,1 % и составил 141,7 млрд рублей. Хотя, если верить статистике, объемы розничной торговли еще не догнали прошлогодние показатели, тем не менее отрасль постепенно начала восстанавливаться. Для сравнения: по итогам 2009 года компании, работающие в рознице, заработали 290 млрд рублей, то есть на 6,2 % меньше, чем в 2008 году. В июле торгующие организации по обороту почти догнали показатели, зафиксированные в середине прошлого года, отставание составляло лишь 1,9 %.
Колбаса, сметана, масло. Более всего во время кризиса пострадали компании, торгующие непродовольственными товарами. Их доля в обороте розничной торговли продолжает сокращаться. По данным Пермьстата, по итогам 2009 года в структуре оборота розничной торговли непродовольственные товары занимали 52,5 %, по сравнению с предыдущим годом их количество уменьшилось на 3,5 %. Соотвественно на столько же возросла доля продовольственных товаров. Пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, в прошлом году было продано на сумму более 137 млрд рублей. В первом полгодии доля продуктов питания в структуре оборота розницы увеличилась еще на 1 %. По данным Пермьстата, в январе – июне текущего года в  структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 48,5 %.

Сейчас руководители компаний, торгующих продуктами питания, оценивают ситуацию на рынке как благоприятную для развития бизнеса. Так, по словам генерального директора компании «Норма» Вадима Юсупова, в июле оборот сети «НормаН-Виват» превысил лучший за все годы работы сети июльский показатель 2008 года. Коммерческий директор розничной сети «Добрыня» Артем Шафранов, также отметил увеличение оборота сети на 16 % в первой половине этого года по отношению к аналогичному периоду предыдущего. При этом, отмечает эксперт, такого результата компания достигла без учета вновь открытых объектов. «СемьЯ» похвасталась приростом в 6,5 % в первом полугодии по отношении ко второй половине 2009 года.

Повезло малышам. В Перми рынок продуктов питания представлен в первую очередь сетями, однако долю каждой из них оценить очень сложно, поскольку далеко не все компании готовы раскрывать объемы своего товарооборота. «Долю компаний оценить не представляется возможным, так как на сегодня не существует, во-первых, единой методики оценки доли рынка, а во-вторых, что наиболее важно, многие пермские компании свою финансовую информацию в 2009-м и первом полугодии 2010 года не раскрывали, – поясняет директор УК «ЭКС» Елена Жданова. – Что касается федеральных компаний, например Х5, они размещают оперативные сводки, но только в рамках целого предприятия, не выделяя регионы».

Ритейлеры единогласно признают, что лидерами в крае являются сети «СемьЯ» и «Виват».
В целом по Пермскому краю доля сетей невелика. По словам Елены Ждановой, товарооборот «Семьи» в первом полугодии составил более 3,224 млрд рублей. Таким образом, на рынке торговли продуктами питания, который в первом полугодии оценивался Пермьстатом в 141,7 млрд рублей, эта сеть занимает лишь 4,6 %. В свою очередь Вадим Юсупов утверждает, что «НормаН-Виват» является крупнейшей сетью Пермского края и по обороту в 2 раза превосходит «Семью». Однако цифры, демонстрирующие долю той или иной сети, во всем Пермском крае не совсем объективно отражают ситуацию. Ритейлеры в основном предпочитают развиваться в Перми и крайне осторожно открывают супермаркеты в других городах края. Чтобы исправить положение дел, начиная с этого года Пермьстат будет собирать информацию по обороту сетей в каждом районе Прикамья, чтобы объективно оценивать их долю в товарообороте на той или иной территории.

Кроме «Семьи» и «Вивата», занимающих ведущее положение на рынке, в Пермском крае работает еще несколько сетевых магазинов: «Добрыня», «Берег», «Захоти», «Пятерочка» «Магнит», «Копейка», кроме того, по одному гипермаркету открыли «7 Континет» и «Метро». Доля рынков в обороте розничной торговли в Прикамье незначительна и не превышает 10 %. Помимо этого в отдельных городах открыта екатеринбургская сеть «Копейка».

Тем не менее лишь немногие говорят о высоком уровне конкуренции между игроками рынка продуктового ритейла. 

Елена Жданова:
– Магазинов средних и малых форматов (то есть с площадью торгового зала от 500 до 1000 кв. метров) на рынке более чем достаточно, то есть в этом сегменте конкуренция присутствует. Пройдитесь по М. Рыбалко или проспекту Парковому, и все будет понятно. Порой объекты расположены друг от друга всего в нескольких десятках метров.
Вадим Юсупов в качестве доказательства высокой конкуренции на рынке продуктового ритейла приводит пример с Екатеринбургом, где велико количество супермаркетов, которые не входят ни в одну из сетей. «В Перми одиночных супермаркетов очень мало. Вроде бы это говорит о том, что у нас подобные магазины уже не выдерживают конкуренции», – считает директор сети «Норма».
Однако на этот счет есть и другая точка зрения. Аналитики Центра деловой информации полагают, что причина отличия пермского рынка ритейла от екатеринбургского заключается в том, что финансовые возможности местных бизнесменов гораздо скромнее, чем у их екатеринбургских коллег. В Перми просто нет крупных предпринимателей, способных открывать одиночные супермаркеты.
Сегодня ритейлеры еще не так сильно конкурируют за покупателя, как аптеки. Кроме того, далеко не все игроки ощущают конкуренцию.

Артем Шафранов:
– Явной конкурентной борьбы между сетями нет, мы лишь иногда пересекаемся в формате ценовых сезонных предложений.
Гораздо сильнее, по словам Артема Шафранова, приходится конкурировать с дискаунтерами, такими как «Пятерочка» и «Магнит».
«Рядом с нашими магазинами магазины конкурентов если и открываются, то мы не чувствуем существенного влияния. «Магнит» оттягивает покупателей гораздо сильнее, но ненадолго, максимум на месяц», – поделился эксперт.

Но формат дискаунтеров сегодня представлен недостаточно, и некоторые компании видят в нем возможность для дальнейшего развития. Так, например, «Норма» заявила об открытии дискаунтеров «Дельта» и ожидает, что увеличение товарооборота произойдет в первую очередь за счет открытия новых магазинов в этом формате. Вадим Юсупов объясняет свой выбор тем, что найти помещения под магазины такого формата несколько проще, чем для обычных супермаркетов. До кризиса дефицит торговых помещений заставил ритейлеров освоить профессии девелоперов и строителей. Так, одним из последних девелоперских проектов Вадима Юсупова стал ТЦ «Горный хрусталь», совладелец сети «Добрыня» занялся строительством торгового центра «Разгуляй», где в качестве якорного арендатора предполагалось размещение собственного продуктового магазина.

С началом кризиса произошел обратный процесс – собственники помещений занялись торговлей. В частности, компания «РИАЛ», после того как не смогла найти операторов, готовых занять площади в ТЦ «Домино», объявила, что займется торговлей, и открыла «Гастроном», затем начала тиражировать свой опыт в других торговых центрах, находящихся под управлением компании.
Кризис несколько исправил положение дел и для небольших компаний: освободились торговые помещения, а собственники стали более сговорчивыми, найти площади, подходящие для открытия мини-магазина, стало проще. Например, сеть магазинов «Захоти» весной этого года анонсировала открытие сразу трех магазинов. Вадим Юсупов отмечает, что в 2009 году было открыто большое количество магазинов у дома. «Возможно, при благоприятной экономической ситуации предприниматели, пришедшие в прошлом году в торговлю, работали по другим направлениям, в кризис их бизнес не пошел, и они решили попробовать себя в торговле», – объясняет произошедшее Вадим Юсупов.

Скрытый потенциал. Хотя отдельные ритейлеры и говорят о высокой конкуренции на пермском рынке, тем не менее сами же оценивают ситуацию на рынке как нормальную, позволяющую активно развиваться дальше. Но это развитие до сих пор идет экстенсивным путем. Среди негативных факторов, сдерживающих развитие, компании, помимо нехватки помещений, говорят о недостатке финансовых средств и дорогих кредитных ресурсах, высоких транспортных расходах. Однако сторонние наблюдатели полагают, что далеко не все компании видят скрытый потенциал. «К сожалению, наши сети используют устаревшие схемы работы с поставщиками. Поставщики доставляют товар в каждый магазин сети малыми партиями, затраты на подобную (дорогую) логистическую схему включаются в стоимость товаров», – поясняет директор по маркетингу торгового дома «Май» Константин Пьянков. По словам эксперта, современный формат предполагает работу через распредцентры, что позволяет снизить стоимость товара на полке на 10–15 %. «Сейчас время считать деньги, поэтому наиболее продвинутые розничные сети, выстроившие низкозатратные логистические цепочки, увеличивают долю рынка и активно наращивают объемы продаж. Пример тому – сети Х5 и «Магнит», показавшие прирост продаж в 2009 году и активно растущие сейчас», – аргументирует свою точку зрения собеседник «bc». Ритейлеры, напротив, полагают, что строительство распредцентров – это в первую очередь задача поставщиков. Так, в своем последнем интервью Business class Вадим Юсупов заявил, что компания готова самостоятельно построить распредцентр, если этого не могут сделать дистрибьюторы. Однако в таком случае это поможет увеличить оборот компании, но никак не отразится на стоимости товара в сети.

Мнение. Артем Шафранов, коммерческий директор розничной сети «Добрыня»

Насколько удачно для сети «Добрыня» складывается ситуация на рынке продуктового ритейла?
– В первой половине 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого оборот розничной сети «Добрыня» вырос на 16 %. Это без учета четырех вновь открытых магазинов. До конца года мы планируем открыть в Перми и других городах региона еще три супермаркета.
Три года назад мы ставили перед собой амбициозные планы по развитию сети. Но тогда не смогли их реализовать. До сих пор проблема заключалась в том, что в Пермском крае не было торговых площадей, соответствующих требованиям нашей сети. В прошлом году результат работы розничной сети, напротив, оказался гораздо лучше, чем мы планировали изначально. Теперь с появлением свободных площадей компания развивается опережающими темпами. В следующем году мы рассчитываем открыть еще минимум восемь магазинов.
Где сегодня интереснее развиваться: в Перми или в территориях региона? Ставите ли в этом году задачу по выходу в другие регионы?
– Перед компанией пока не стоит задачи по выходу в другие регионы, но планы по развитию в пределах Пермского края масштабные. Уже сегодня с хорошими показателями работают супермаркеты «Добрыня», открытые в Березниках и Лысьве. Мы планируем расширить там свое присутствие. Один из трех магазинов, которые компания рассчитывает открыть до конца года, начнет работать в Лысьве. Кроме того, сейчас мы рассматриваем предложения по аренде торговых площадей в Березниках и Соликамске и заняты поиском подходящей торговой площади в Чусовом. Но это, скорее всего, уже перспектива следующего года. Кроме того, компания заинтересована в открытии супермаркета в Кунгуре, но пока мы не нашли там достойных торговых площадок.
Как изменился в сети «Добрыня» средний чек, отмечаете ли рост покупательной способности?
– На сегодняшний день средний чек находится в пределах от 200 до 300 рублей. В Перми он выше, поскольку в столице Прикамья выше покупательная способность населения. За последние полгода по отношению к первой половине 2009-го чек снизился на 4,12 %. Но по сравнению с показателями конца прошлого года он вырос на 2,12 %. Стоит учитывать, что, если мы проводим маркетинговые мероприятия со снижением цены, число посетителей в магазинах сети возрастает, но средний чек падает, потому что размер покупательской корзины от этого не увеличивается.
Поступали предложения о продаже сети?
– О полной продаже сети «Добрыня» речи не идет. В прошлом году обсуждался вопрос о консолидации с одной из екатеринбургских сетей, но тогда собственники компании не смогли договориться.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments