Денег нет не только у правительства Испании, но и у рядовых граждан. Испанцы отказывают себе буквально во всем: они больше не ходят в рестораны, перешли на дешевые продукты и даже махнули рукой на регулярные посещения платных врачей. Последняя тенденция — все больше испанцев отказываются от сотовой и стационарной телефонной связи.
По итогам апреля в Испании зафиксировано рекордное число отключений от мобильной связи абонентов — почти 380 тыс., говорится в отчете местного регулятора Comision del Mercado de Telecomunicaciones. При этом это не какой-то сезонный всплеск — с февраля наблюдается стабильное увеличение числа отказавшихся. Всего же за три месяца мобильные операторы лишились почти 650 тыс. клиентов (в прошлом году за тот же период падение составило 128 тыс. человек). Наибольшее число отключений зафиксировали такие гиганты, как испанская Telefonica и британская Vodafone, контролирующие 70% местного рынка. Они потеряли 367 тыс. и 189 тыс. клиентов соответственно. Раньше эти операторы предлагали своим абонентам приобрести телефоны бесплатно или за полцены при условии подключения на их тариф. Сейчас компании отказались от этой практики, и клиенты переметнулись к конкурентам — компаниям вроде Orange (France Telecom) или Yoigo, которые предлагают более выгодные тарифы.
Испанцы массово отказывают себе не только в мобильной связи, но и в стационарной. Как сообщает регулятор, в апреле 32,4 тыс. абонентов перестали платить за фиксированную связь. При этом в основном отказываются от нее представители малого и среднего бизнеса.
Вообще, за годы кризиса в Испании, где каждый четвертый сидит без работы, жители страны изрядно поднаторели в искусстве экономии. Согласно опросу Iluba, более 80% населения страны сидит часами на различных интернет-ресурсах в поисках выгодных предложений. Самыми популярными остаются акции, связанные с проведением досуга, внесезонные распродажи одежды, а также скидки на электронику.
Когда же скидок не оказывается, испанцы просто начинают себе отказывать в этом виде досуга или товаре. Например, вместо пикников за городом они все чаще предпочитают оставаться дома. Причиной тому — платные дороги. Так, за первый квартал крупнейший местный оператор платных дорог Abertis отчитался о снижении уровня поездок на 9%. Люди просто не готовы выкладывать плату за проезд, даже несмотря на то, что цены на бензин упали (в среднем марка топлива, эквивалентная российскому 95-му, стоит здесь 1,38 евро). Более того, испанцы теперь очень придирчиво относятся к автозаправочным станциям. Согласно опросу Iluba, 14% автовладельцев теперь внимательно изучают прейскуранты разных компаний, чтобы выбрать самое дешевое предложение. 12% испанцев отказались от ежегодного техосмотра автомобиля.
Желая сэкономить, испанцы урезают расходы и на еду. Теперь многие из них обходят рестораны стороной, а вместо бизнес-ланчей в кафе довольствуются принесенной из дома едой. Из-за вынужденного затягивания поясов в стране падает потребление оливкового масла — испанцы все чаще вынуждены жевать бутерброды с дешевым сливочным.
Наконец, испанцы вынуждены экономить на собственном здоровье: 28% отказались от страхования жизни, а 20% больше не ходят на регулярные осмотры к дантисту. В такой ситуации неудивительно, что более чем у трети испанцев нет никакого желания праздновать традиционные дни различных святых и даже собственный день рождения.