Совсем мелких игроков в ключевых регионах РФ уже нет. Остались крепкие середнячки с многолетним опытом управления своими сетями, развитой логистикой и видением дальнейших этапов развития. К их числу относим себя и мы», — говорит Владимир Дорофеев, коммерческий директор сети «Телемакс». Но в отличие от коллег, большинство из которых после кризиса притормозили рост, «Телемакс» решила в 2012 году расшириться сразу на 40%, добавив 10 торговых точек к имеющимся 24. Притом не только в своем — Северо-Западном — регионе, но также в Центральном и Приволжском.

Вкладывая в проект 540 млн рублей, «Телемакс», компания с оборотом около 5 млрд рублей, старается закрепиться на рынке, пока ее не вытеснили быстро растущие лидеры, чья выручка на порядок больше.

Ближе к дому

До сих пор региональные торговцы бытовой техникой и электроникой (БТЭ) составляли весьма серьезную конкуренцию федеральным сетям. По оценке «Финама», средние и мелкие операторы контролировали в 2010 году не менее 60% рынка БТЭ (речь идет о широком профиле рынка, включающем мобильные телефоны, периферийные товары и проч.). Николай Орлов, директор по сбыту одного из крупнейших дистрибуторов Merlion, добавляет, что особенно выигрышной для регионалов ситуация была в кризис. «Тогда многие из региональных ритейлеров заметно усилили свои позиции — не обремененные большими кредитами, были вполне устойчивы», — говорит Орлов.

Правда, все эксперты сходятся в том, что тренд на рынке уже поменялся, и консолидацию в ближайшие годы продолжат исключительно крупнейшие игроки — «М.Видео», «Эльдорадо», Media-Saturn Russia, на долю которых приходится около четверти рынка. В Merlion утверждают, что доля середняков перестала расти. По словам Максима Клягина, аналитика «Финама», через три-четыре года топ-3 может занять 45–50%.

«Телемакс» решила инвестировать в развитие, пока еще есть куда расти. Компания претендует на помещения, заведомо неидеальные для «М.Видео» или «Эльдорадо». Торговые залы «Телемакса» меньше, его средний формат — 1,5 тыс. кв. м, тогда как у лидеров рынка — более 2 тыс. кв. м, а такие большие площади в дефиците. В Media-Saturn Russia (компания оперирует гипермаркетами площадью около 4 тыс. кв. м) формат «Телемакса» охарактеризовали как neighborhood store, то есть «магазин по соседству», который удобно посещать жителям близлежащих районов или работникам окрестных офисов. С тем, что «малые формы» востребованы, согласны и в «Евросети», где развивают формат магазинов «Большая Евросеть» — не только с телефонами, но и с мелкой бытовой техникой, объясняя это тем, что за феном и утюгом покупатель не хочет ехать на другой конец города.

Особенно велик рынок подходящих площадей в малых городах. Именно там «Телемакс» и будет открывать новые магазины. Один из них — в Сарове Нижегородской области, где живет всего 90 тыс. человек. Впрочем, сеть занимает и крупные города — в планах на открытие помимо Сарова Тверь (400 тыс. человек), а также восьмой магазин в Санкт-Петербурге. Да и прослойка городов с населением от 50 до 100 тыс. человек не такая уж большая — там живет лишь 7,7% российских граждан. К тому же к малым городам приближается и «Эльдорадо», присматривая помещения в городских поселениях, где проживает от 70 тыс. человек. Так что доказывать покупателям свои преимущества перед «федералами» «Телемаксу» все же придется. Кое-какие шаги в этом направлении он пытается делать.

Не хуже других

«Мы расширили ассортимент электронных книг, зеркальных фотоаппаратов, планшетных компьютеров, ноутбуков. Это товары, ассортимент которых в сетях среднего размера намного уже, чем у специализированных игроков. Более того, мы поменяли принципы демонстрации таких товаров покупателям: ввели открытую выставку в рабочем состоянии», — рассказывает Владимир Дорофеев об изменениях, которые «Телемакс» провел перед масштабной рыночной экспансией. Впрочем, Дорофеев согласен, что это не делает сеть уникальной: «Об отличиях говорить не приходится, такие изменения произвели многие игроки». Кирилл Новиков-Глушков, председатель директоров управляющей компании сети «Эксперт», тоже уверяет, что занять свою нишу за счет оригинального формата для маленького игрока уже невыполнимая задача. Остается копировать крупные сети.

Зато, не изобретая уникального формата, «Телемакс» становится удобным объектом для поглощения. Некоторые участники рынка считают, что сеть стремится повысить свою капитализацию перед продажей, и указывают на «Эльдорадо» как на вероятного покупателя. Последний уже в 2012 году приобрел региональную сеть «Берингов» в Центральной России, а также ведет переговоры с «Рембыттехникой» (Урал и Сибирь). Уступив первое место «М.Видео» в прошлом году, «Эльдорадо» теперь старается наверстать упущенное за счет сделок M&A. Но Владимир Дорофеев заявил, что у его компании планов по продаже сейчас нет.    

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar