Ритейлеры, удерживающие большую часть средств в обороте, на определенной стадии приходят к идее IPO. И в последние годы мы наблюдаем среди российских игроков бум удачных и не очень размещений. В связи с этим возникает вопрос: когда к этому придут отечественные сети?

Со времен первого публичного размещения в Римской республике изменилось не многое, но "золотой" век IPO розничных сетей пришелся на 50-е. Это была эпоха экспансии и расширения американской торговли, которая завершилась крахом фондовой биржи в 1987 году. Все, что происходило потом, было скорее трансформацией, нежели восстановлением позиций. Произошел перенос акцента с расширения рынков к усилению информационного воздействия, от расчета прибылей на вложенный капитал — к расчету прибыли по отношению к количеству покупателей, от роста объемов продаж — к росту прибылей. Именно в таком формате размещались игроки новой волны.

На постсоветском пространстве эти фалы развивались параллельно и крупнейшая экономика этого ареала – Россия — показала примеры первичного размещения как нишевых игроков в секторе электронной коммерции, так и типичных розничных сетей. Последняя категория оказалась наиболее частым гостем бирж. Так, сеть "Магнит" провела IPO сразу после достижения наивысшего на рынке показателя по количеству покупателей (2006 год), следом разместились "Дикси Групп", "Пятерочка" и другие. Еще несколько игроков готовят свои сети к IPO.

Впрочем, несмотря на родственные узы Таможенного союза, российскую экономику с казахстанской сравнивать нельзя. Однако потребность в финансовых вливаниях одинакова для всей торговли, вне зависимости от размера рынка, а с этим в Казахстане в последние годы были большие проблемы. Торговля в Казахстане крайне недокредитована: после кризиса игроки столкнулись с серьезным уменьшением торговых кредитов, которые полностью уходили в оборот. " В этот период наиболее показательным и громким было банкротство сети "Арзан" – это может стать классическим кейсом "Почему нельзя изымать деньги на развитие из оборотных средств", – говорит начальник отдела анализа потребительских рынков ИК "Барс" Антон Ушаков. Как только ритейлер начинает отвлекать оборотный капитал на инвестиции, перед компанией встают колоссальные риски. Начинает расти задолжность поставщикам, которые замораживают поставки, полки пустеют, оборачиваемость падает и ритейлер попадает в замкнутый круг, который так или иначе приводит к банкротству. Эксперт добавляет, что сейчас кредитные рынки вновь расширяются: "В этом году больше половины от всех кредитов выдано в торговлю и розницу. Так, что, на мой взгляд, сейчас время восстанавливать товарооборот и наращивать маржинальность. И в ближайшие несколько лет можно, как максимум, ожидать всплеска M&A, но никак не IPO".

Экономист Кайрат Ермегияев считает, что дело также в стадии жизненного цикла казахстанских игроков. "Теория жизненного цикла розничной организации очень важна для определения, соотношения потенциальных рисков и выгод публичного размещения. Казахстанская экономика довольно мала и сейчас ритейлеры, скорее, переживают "детскую" фазу, на которой IPO будет либо неподъемным, либо невыгодным. Даже на первый взгляд очевидно, что наши игроки не могут быть оценены высоко", – говорит он. – Кроме того, мы видим, что казахстанский ритейл – сегмент крайне нестабильный, было слишком много банкротств". Действительно, за последние годы торговля показала все свои негативные стороны: от неплатежей поставщикам и банкам до ареста имущества и штурмов магазинов сотрудниками. По торговым компаниям все любопытней разматывать нити, ведущие к владельцам, кредиторам и прочим участвующим лицам. Двойная бухгалтерия на фоне событий кажется детской погремушкой. В то же время, произошла "тотальная зачистка" неэффективных, сомнительных, слишком смелых и так далее. Весь шум наделали, конечно, сетевые универсальные магазины – супермаркеты. Была череда громких закрытий – сети "7Я", SM Market, "Арзан" и "Вестер Казахстан" перестали существовать. Каждая оставила по несколько сотен миллионов тенге долгов.

В качестве причин перечислялись разные факторы, сводящиеся к одному общему – неэффективное управление компанией. Для одних слишком высокой оказалась стоимость строительства, обслуживания соответствующего займа, для других – арендные ставки в ТРЦ, третьи не смогли вжиться в инфраструктуру и, как следствие, в потребительские предпочтения. В условиях неспособности банков и поставщиков "войти в положение", исход работы неправильных систем оказался фатальным – около 500 обанкротившихся торговых компаний (по данным компании "КазБанкрот"). С точки зрения модели бизнеса, вероятно, в розничной торговле выжить и хорошо жить может сеть, входящая в группу компаний, подразделения которой в целом создают интегрированную цепочку. Большой группе к тому же легче ладить с банком, хотя стоит не забыть, что "Казкоммерцбанк" не особо стремился к компромиссу с Resmi, воспользовавшись убыточностью сети "7Я". Проект Raimbek Group — сеть оптомаркетов "Арзан", успевшая построить 4 объекта в Алматы с потенциалом роста 4 магазина в год, внедрявшая нетривиальные операционные и маркетинговые решения, до последнего надеялась на помощь откуда-то сверху, но не дождалась. Объемы продаж сети на пике достигали 18 млрд тенге.

Кроме того, сейчас в Казахстане, несмотря на рост экономики в целом и увеличение потребления товаров и услуг населением, в частности, необходимость увеличения торговых площадей и проведения прочих существенных капитальных затрат отсутствует, так как филиальная сеть большинства игроков уже сформирована, считает ведущий специалист отдела отраслевой аналитики АО "БТА Секьюритис" Дмитрий Скубриев. "Для наглядности: на сегодняшний день розничная сеть Alser насчитывает 52 магазина в 25 крупнейших городах Казахстана, охватывая все области страны. Sulpak — сеть магазинов бытовой техники и электроники с 62 магазинами в 28 наиболее крупных городах республики. Сеть "ТЕХНОДОМ" включает 49 магазинов общей торговой площадью около 67 000 кв. м в 22-х городах республики, – говорит он. – На наш взгляд, данных мощностей вполне достаточно, учитывая численность населения Казахстана. Не стоит забывать и о постепенной смене каналов сбыта, а именно — ухода от традиционных продаж в сторону электронной коммерции. Несмотря на то, что отечественный массовый потребитель сейчас еще далек от активных покупок через Интернет, будущее — именно за онлайн-продажами, которые, наоборот, помогут сократить издержки за счет уменьшения расходов по реализации".

И, тем не менее, на рынке все отчетливее видны новые герои, например, "Magnum Cash&Carry". "Мы выражаем мнение о том, что компания имеет сильные перспективы роста ввиду низкого покрытия крупных городов республики и, что немаловажно, наличия корпоративного бренда, высоко ценимого потребителем, – говорит г-н Скубриев. – Сейчас розничная сеть "Magnum Cash&Carry" (8 магазинов в 3-х городах) значительно уступает конкурентам, не говоря о розничных сетях в целом, и это учитывая то, что Magnum, в отличие от магазинов электроники, оперирует товарами первой необходимости, спрос на которые более стабилен и предполагает физическую продажу через розничную сеть. Проведение IPO могло бы быть потенциально выгодным для обеих сторон. Эмитент получил бы бессрочное финансирование, а инвесторы приобрели бы новый торговый инструмент со значительным потенциалом роста". Среди потенциальных площадок наиболее подходящими "БТА Секьюритис" считает зарубежные, в частности, Лондонскую фондовую биржу: "Для успешного размещения там имеются все предпосылки. Во-первых, отечественные эмитенты давно и успешно размещаются на данной площадке. Во-вторых, за счет значительного числа инвесторов рынок сможет не только эффективно оценить стоимость компании, но и, благодаря глубокой емкости рынка, предоставить необходимый объём финансирования".

Сам директор ТОО "Прима Инвест" (Magnum) Александр Гарбер говорит, что пока IPO не планирует. "Что касается привлечения инвестиций, то мы вполне довольны финансированием, которое мы получаем от "Сбербанка", это достаточно дешевые деньги, – говорит он. – Ну, и, в целом, для IPO мы еще "маленькие". Может, года через два". Возможно, остальные игроки — аналогичного мнения, поскольку большинство оценило эту идею как не слишком интересную, а, например, "Скиф Трейд" заверил kursiv.kz, что компания непубличная "до мозга костей".

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments