В сентябре стал известен прайс-лист, который компания Apple выставила операторам "большой тройки" для реализации новой модели iPhone 3G S. Смартфон будет продаваться в двух модификациях — 16 и 32 ГБ, его закупочная цена составит от €400 до €550. Это дороже предыдущей версии iPhone, продажи которой закончились в России полным провалом. Такая же судьба постигнет и новую модель, предупреждают эксперты.
Apple представила новую версию iPhone 3G S в середине июня. Новый iPhone будет работать приблизительно в два раза быстрее, говорится в сообщении Apple. Память смартфона увеличена до 32 ГБ против максимальных 16 ГБ у моделей нынешнего поколения. При этом время автономной работы нового устройства в сетях GSM будет увеличено — вместо 10 часов разговора — 12. В режиме 3G время разговора остается прежним — пять часов. Новый iPhone оснащен камерой с матрицей три мегапикселя, что на один мегапиксель больше, чем в предыдущей версии. iPhone 3G S работает под управлением операционной системы iPhone OS 3.0, в которой более 100 новых функций. Среди них: автофокусировка камеры, запись видео, голосовое управление и другое.
Новая модель появилась в продаже в США, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании и Швейцарии 19 июня. В США модель с 16 ГБ памяти стоит $199, а с 32 ГБ — $299. Такие цены предлагаются вместе с двухлетним контрактом оператора AT&T. При этом 8 июня цена на самую младшую модель iPhone 3G 8 ГБ снизилась со $199 до $99. В августе охват стран должен был увеличиться до 80, в число которых входит и Россия.
Девальвация цен
О том, что "Вымпелком" и МТС готовятся заказать у Apple новую модель iPhone, продажи которой должны начаться в канун новогодних праздников, в середине сентября рассказали несколько участников рынка. Согласно прайс-листу, который получили все операторы "большой тройки", цена смартфона составляет €470 с объемом памяти 16 ГБ и €550 — с объемом памяти 32 ГБ (не включает НДС и таможенную пошлину — в сумме 23% от стоимости). "Операторам важно успеть сделать заказ и растаможить телефон до новогодних праздников, так как на этот период приходится пик продаж",— отметил источник, близкий к одному из операторов. По его оценке, суммарный объем закупок операторов iPhone 3G S не превысит несколько десятков тысяч аппаратов, "так как по таким ценам его будут покупать только обеспеченные люди, позиционирующие телефон как показатель статуса". Директор департамента общественных связей МТС Елена Кохановская подтвердила, что у оператора есть потенциальный интерес к этой модели: "Сейчас мы находимся в переговорном процессе, но он пока не завершен". Заместитель главы департамента по связям с общественностью "МегаФона" Марина Белашева говорит, что принятие решения о заказе новой модели будет зависеть от хода переговоров с американской компанией по изменению тарифной политики в целом. В "Вымпелкоме" отказались комментировать планы оператора относительно заказа.
Если закупочные цены на предыдущую версию iPhone перевести в рубли по средневзвешенному курсу на октябрь 2008 года, то цена версии 8 ГБ была на уровне 14,1 тыс. руб., а 16 ГБ — около 16,6 тыс. руб. С учетом девальвации рубля закупочные цены на новую модель iPhone, пересчитанные по среднему курсу ЦБ за октябрь, составят 20,5 тыс. руб. за 16 ГБ и 24 тыс. руб. за 32 ГБ.
С учетом того что в момент появления в продаже розничные цены на iPhone 3G были на уровне 23 тыс. руб. за модель с объемом памяти 8 ГБ и 27 тыс. руб.— за 16 ГБ, можно спрогнозировать розничные цены на новый iPhone 3G S. Маржинальность телефонов без начисления налогов и пошлин составляла 38,7%. Таким образом, розничная стоимость новых iPhone может составить 33,44 тыс. руб. за 16 ГБ и 39,1 тыс. руб. за 32 ГБ. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин говорит, что минимальная цена, которую можно выставить на прилавке, составит 27 тыс. руб. "На деле, скорее всего, от 30 тыс. руб. Очевидно, что за такие деньги продажи iPhone 3G S в России будут гораздо ниже, чем предыдущей версии",— уверен господин Муртазин.
Туманные перспективы
Предыдущая модель смартфона iPhone 3G с успехом продавалась в мире. В июле Apple отчиталась по результатам третьего квартала 2009 финансового года: чистая прибыль выросла на 14,6%, до $1,23 млрд, по сравнению с $1,07 млрд годом ранее. Выручка за отчетный период увеличилась на 12% и составила $8,34 млрд, в то время как аналитики прогнозировали, что она не превысит $8,2 млрд.
Главной причиной роста стал бум продаж iPhone 3G, обеспеченный выходом новой модели и снижением цены на предыдущую со $199 до $99. Выручка от продаж iPhone 3G выросла на 303%, до $1,69 млрд, в то время как объем продаж увеличился по сравнению с прошлым годом на 626% — за отчетный период было продано 5,2 млн телефонов. "Корпорация продемонстрировала очень сильные финансовые результаты",— отмечает эксперт Sanford C. Bernstein & Co Тони Сэконаги. А нехватка iPhone 3G на складах магазинов, добавляет он, "очень даже неплохая проблема".
В России же дела у Apple идут из рук вон плохо. Официальные продажи iPhone 3G начались осенью прошлого года, операторы "большой тройки" обязались реализовать за два года 3,5 млн трубок. Но, в отличие от взрывного спроса за рубежом, в России дебют новинки Apple прошел без особого ажиотажа. По оценкам экспертов, за ночь операторам по всей стране удалось продать не более 700 смартфонов. Эксперты связывали провал с тем, что Россия слишком долго ждала появления iPhone: первая модель (без поддержки сетей связи третьего поколения, 3G), появившись на мировом рынке в 2007 году, так в страну и не попала. Продажи следующей модификации — iPhone 3G — стартовали 11 июля 2008 года в 22 странах, включая США, где очередь за телефонами выстроилась за сутки до начала продаж. В первые три дня было реализовано около 1 млн iPhone 3G, в то время как на то, чтобы реализовать такое же количество iPhone первого поколения, Apple потребовалось два с половиной месяца.
"В России за столь длительный срок ожидания все те, кому был необходим iPhone, уже успели его приобрести на "сером" рынке",— отмечал аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. По данным ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, с начала официальных продаж в Россию было ввезено 400 тыс. iPhone 3G, из которых к лету 2009 года было продано 55%, а оставшееся лежало на полках магазинов. "Косвенные и прямые потери МТС, "Вымпелкома" и "МегаФона" от девальвации рубля и связанности средств в товаре достигают $60 млн для каждого",— говорит эксперт. По его мнению, негативное влияние на уровень продаж iPhone 3G в России оказала насыщенность российского рынка нелегально ввезенными аппаратами Apple. По оценкам экспертов, к моменту начала официальных продаж iPhone 3G на руках у российских пользователей было от 100 тыс. до 400 тыс. нелегально ввезенных iPhone. По прогнозам господина Муртазина, продажи могут вырасти в середине года, после того как Apple выведет на рынок новую модель iPhone. Впрочем, все будет зависеть от того, какие розничные цены на нее установят МТС, "Вымпелком" и "МегаФон", оговаривается он.
Apple установила закупочную цену для российских дилеров на уровне €400 за iPhone 3G с объемом памяти 8 ГБ и €470 за аппарат с 16 ГБ памяти. Сейчас розничная цена на iPhone 3G 8 ГБ начинается от 19,9 тыс. руб., 16 ГБ — от 22,9 тыс. руб. По словам Сергея Румянцева, гендиректора РТК, управляющей монобрендовыми салонами МТС, с начала продаж в России было реализовано не более 300 тыс. аппаратов.
"МегаФон" даже избавился от нераспроданных iPhone 3G с помощью акции, при которой в магазинах "М.Видео" с 1 по 8 августа предлагали смартфоны всего за 9,9 тыс. руб. (версия 8 ГБ) и 14,9 тыс. руб. (версия 16 ГБ). При этом сам оператор закупал их, по экспертным оценкам, примерно за 18 тыс. руб. Зато за пять дней августа "МегаФон" продал приблизительно 12 тыс. трубок. Целью акции, утверждает заместитель директора по связям с общественностью "МегаФона" Марина Белашева, было привлечение новых абонентов, так как аппараты продаются вместе с SIM-картой оператора.
""МегаФон" пристроил аппараты, которые и так лежали у него на складах. Кроме того, оператор, по сути, внес плату за вхождение в сеть "М.Видео"",— пояснил господин Муртазин, уточнив, что, по его данным, на складе у "МегаФона" уже не осталось iPhone. О том, что в "М.Видео" могут быть размещены фирменные торговые зоны "МегаФона", сообщалось в начале августа.
В 2008 году МТС выплатила Apple $65,4 млн за iPhone 3G, говорилось в отчете оператора, направленном в комиссию по ценным бумагам США. Общая сумма договора с Apple (в ценах на 31 декабря 2008 года) составляет $847,9 млн. Эта сумма может корректироваться в зависимости от изменений стоимости и количества iPhone, которые МТС в будущем закупит у Apple. "Из-за экономического кризиса покупательская способность населения снизилась, это негативно сказалось на продажах iPhone в стране. В результате мы не выполнили свои обязательства по контракту с Apple по закупкам телефонов в четвертом квартале 2008 года и первом квартале 2009 года",— говорилось в сообщении МТС.
В марте стало известно, что операторы ведут переговоры с американским производителем о пересмотре условий контрактов в части уменьшения обязательств по количеству iPhone 3G и о снижении их закупочных цен из-за провальных продаж. "Одна из основных проблем продаж iPhone в России заключается в ценовом позиционировании продукта",— полагает господин Румянцев. Продажи телефонов, стоимость которых превышает 10 тыс. руб., составляют 7-10% от общего объема, свыше 20 тыс. руб.— 2-3%, поэтому если Apple хочет получить массовые продажи, необходимо раза в два снизить цену, в противном случае этот товар так и останется нишевым".
Президент "Евросети" Александр Малис уверен, что если бы Apple заключила прямые контракты с ритейлерами, а не с операторами, то результат был бы иным: "Если вы хотите в нормальном объеме продавать соки, то договаривайтесь с магазинами, а не бензоколонками. У нас просто нет мотивации продвигать этот продукт. Идея Apple заключалась в том, что операторы будут продавать этот телефон "в ноль", зарабатывая на GPRS-трафике, но это не сработало".