Мнение эксперта: Марина Киселева, руководитель PR департамента сети универсамов «Патэрсон»
— Назовите наиболее значимые события на рынке торговой недвижимости с 2005 по текущий год.
— Экспансия и развитие торговой недвижимости в регионах России.
— Какие перспективы у рынка в 2007 году?
— Дальнейшее развитие многофункциональных торговых комплексов и розничных сетей в российских регионах.
— Какие форматы ТЦ наиболее актуальны на сегодняшний день на российском рынке?
— Загородные моллы.
— Ожидается ли появление новых форматов ТЦ? Какими они будут?
— В 2007-2008 гг. появятся загородные outlets – стоковые магазины крупных одежных ритейлов.
— Считается, что доля сетевых девелоперов, специализирующихся на торговой недвижимости, по-прежнему остается незначительной. Почему так?
— Думаю, это связано с ограниченным доступом к необходимым для этого земельным участкам.
— А как обстоят дела с появлением на российском рынке торговой недвижимости новых серьезных игроков?
— Инвесторы готовы брать на себя повышенные риски, они становятся менее консервативными и, соответственно, больше западных игроков приобретут торговую недвижимость.
— Каковы тенденции арендных ставок в текущем году? Какими они будут в 2007?
— Рынок торговых помещений все еще далек от насыщения, при этом рост ставок аренды замедляется.
— Как изменилось отношение властей к сегменту ТЦ в сравнении с прошлым годом?
— Власти стремятся обеспечить население качественными торговыми помещениями.
— Что такое международный стандарт ТЦ? Какими характеристиками должен обладать объект торговой недвижимости, чтобы ему соответствовать?
— Это центр, объединяющий единое управление имущественным комплексом, достаточное количество парковочных мест, наличие концепции объекта и площадью от 4 500 кв. м.
— Каково значение якорных арендаторов для ТЦ и для его посетителей?
— «Якоря» обеспечивают стабильный людской поток и привлекают арендаторов в ТЦ.
— Какие регионы являются наименее насыщенными на рынке торговой недвижимости?
— Наименее насыщенным является север России.
— Назовите 10 наиболее привлекательных регионов для строительства торговых объектов.
— Я назову даже 11. Москва и область, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Волгоград, Ростов-на-Дону, Казань, Краснодар, Пермь.