Первым проектом госхолдинга «ОАО “Росспиртпром”» станет перезапуск водки «Дымка» (бренд принадлежал ФГУП «Росспиртпром» с 2004 года): ее розлив может начаться сразу на трех предприятиях холдинга — московском «Кристалле», ярославском и иткульском ЛВЗ. До конца года «Росспиртпром» обещает ввести еще как минимум два федеральных бренда «в ценовой нише “Зеленой марки”» (до 140 руб. за 0,5 л). На производство и продвижение новых брендов холдинг уже попросил 2 млрд руб. в Россельхозбанке.
Новая команда ОАО «Росспиртпром» (создано в начале 2009 года, получит все активы одноименного ФГУПа за исключением контрольных госпакетов в 11 ликероводочных заводах, включая московский «Кристалл») обещала в первую очередь заняться «чисткой» портфеля торговых марок ФГУПа, создать общефедеральную систему дистрибуции и «один-два» новых общефедеральных водочных бренда «в ценовой нише “Зеленой марки” (130–140 руб. за 0,5 л.— “Ъ”) и ниже». В команду входят создатели «Зеленой марки» — Владимир Иванов и Вадим Касьянов, занявшие в марте должности заместителей гендиректора «Росспиртпрома» Игоря Алешина.
Сейчас самой продаваемой «народной водкой» «Росспиртпрома» является «Старая Москва», которая в 2008 году, по данным «Бизнес Аналитики» (БА), занимала 1,4% в продажах водки в России. Доля «Зеленой марки», лидера рынка, тогда составляла 9%.
Как рассказал “Ъ” топ-менеджер другой алкогольной компании, первым проектом «Росспиртпрома» станет перезапуск водки «Дымка». Согласно материалам Роспатента, этот товарный знак принадлежит ОАО «Слободской спиртоводочный завод», (51% владеет ФГУП «Росспиртпром») с 2004 года. По итогам прошлого года доля бренда была меньше 0,1%, подсчитала БА. Розлив будет осуществляться на нескольких площадках, в том числе московском «Кристалле», ЛВЗ «Ярославский» и Иткульском ликероводочном заводе, говорит поставщик «Росспиртпрома». Сроки и объемы производства еще не согласованы, уточнили источники, сотрудничающие с «Кристаллом» и «Ярославским».
Глава Центра исслелований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз считает, что выбор сразу трех площадок говорит о том, что «Росспиртпром» хочет превратить «Дымку» в федеральный бренд. Господин Касьянов перспективы «Дымки» не комментирует, но утверждает, что бренды, которые станут основными для «Росспиртпрома», еще разрабатываются, их производство начнется только летом или осенью.
Владимир Иванов добавил, что для новых марок «Росспиртпром» модернизирует остановленный в июне 2008 года ликероводочный завод «Петровский» в Петрозаводске (филиал «Росспиртпрома»). На реконструкцию будет направлено €5 млн, к октябрю завод должен быть готов производить 350 тыс. дал водки в месяц. Для сравнения: мощность крупнейшего в стране ЛВЗ «Топаз» — 850 тыс. дал водки в месяц. По словам господина Иванова, модернизацию оборудования, а также продвижение новых брендов предполагается финансировать за счет кредитов: заявка на 2 млрд руб. уже подана в Россельхозбанк, но еще не одобрена.
По словам гендиректора БА Андрея Стерлина, до кризиса сегмент так называемой народной водки (до 115 руб. за 0,5 л) стремительно сокращался — с 47% от всего рынка в начале 2007 года до 35% в начале 2009-го. По свидетельству господина Стерлина, с началом кризиса падение доли этого сегмента остановилось, и, не исключает эксперт, по итогам года ниша может даже вырасти.
В декабре 2006 года ФГУП «Росспиртпром» уже анонсировало «национальный водочный проект» — водку «Росспиртпром» (розничная цена — всего 65 руб. за 0,5 л), выпуск которой был также налажен сразу на шести филиалах холдинга. Но большого успеха этот проект не имел: пиковые продажи достигали всего 100 тыс. дал водки в месяц. Для сравнения: аналогичный показатель у «Зеленой марки» в 2008 году — до 1,5 млн дал.