Секс-шопы – один из немногих сегментов розницы, который в кризис сумел не только сохранить свои объемы (около $30 млн в год по Москве), но и надеется к концу года увеличить их на 20%. Помочь интим-индустрии должно изгнание казино и повышение сексуальной культуры россиян.

Мировой финансовый кризис привел к тому, что жители Великобритании стали значительно чаще заниматься сексом. В рейтинге доступных удовольствий в условиях экономической нестабильности, составленным популярным британским сайтом поиска работы ujob.co.il, занятия любовью заняли первое место с показателем в 37%. Причем авторы исследования выявили любопытную тенденцию – чем севернее страна, тем охотнее люди скрашивают последствия кризиса в постели. Например, в Шотландии секс в качестве лучшего антикризисного развлечения выбрали 43% жителей – на 6% больше, чем в Великобритании.

В России подобных исследований пока не проводилось. Однако судя по тому, что количество секс-шопов увеличивается (их около 200 в столице), подмеченная британцами «северная» тенденция верна и для нашей страны.

Интимные коммерсанты. Рынок интим-товаров столицы на подъеме. Чтобы это понять, надо прогуляться вблизи людных станций метро. К примеру, в окрестностях «Динамо» недавно открылся третий секс-шоп: видимо, народ решил сексом компенсировать недостаток футбола после закрытия на реконструкцию стадиона в Петровском парке. Глядя на количество секс-шопов и разнообразие товаров в них, даже как-то не верится, что первый «фривольный» магазин в столице заработал в 1992 году: им стал легендарный «Интим», открытый на Маломосковской улице по рекомендации ассоциации «Культура и здоровье».

Владельцы точки себя не рекламировали, но это было и не нужно: наплыв посетителей оказался таким, что учредителям пришлось даже сделать вход платным — по 10 руб. с человека. Правда, тогда покупки мало кто делал: в магазин в основном приходили молодые парочки, которые хихикали, ходя по залу, и покупали что-то в 10-15% случаев.

Сегодня ситуация совсем другая: по словам владельца магазина «Три комнаты» Вячеслава Костюченко, если секс-шоп расположен на оживленной улице в центре города или вблизи станции метро, то в него в среднем заходят около 100 человек в день, из которых покупки делает две трети посетителей. «Еще два-три года назад этот показатель составлял 50%, — не без гордости говорит Вячеслав Костюченко. — Но сексуальное просвещение и улучшение ассортимента и культуры обслуживания сделали свое дело».

Его фетиш-магазин «Три комнаты», а также сеть «Лавстор» – известные игроки на столичном рынке секс-шопов, который поделен также между сетями «Он и Она», «Авокадо», «Грасс и Ко», MonAmour, «Андрей». Все они имеют от 4-5 до 17 («Он и Она») магазинов, но в основном большинство владельцев секс-шопов обладают одной-двумя небрэндированными точками.

Не так и выгодно. Насколько прибылен этот бизнес? Владельцы секс-шопов говорят, что не очень. «Космической прибыли никакой нет, — говорит владелец питерской Pornomania Марат Тагиров. – Да, 50-70 покупателей в день в хороших точках – это здорово, но приобретают они в основном достаточно дешевую продукцию – презервативы и DVD за 250 рублей. Так что больших денег на сексе не сделаешь». Согласен с коллегой и генеральный директор MonAmour Ростислав Полешко. «Несмотря на то, что на отдельные категории товаров наценка весьма высока, я не могу назвать наш бизнес сверхдоходным, — говорит топ-менеджер. — Лучшим магазинам удается поддерживать доходность на уровне 20-30%, но так «везет» далеко не всем».

По словам Ростислава Полешко, в структуре доходов MonAmour 50% приходится на эротическое белье, 25% — на секс-косметику (гели, афродизиаки, духи с феромонами, кремы и т.д.), 10-15% — на видеопродукцию, а остальное – как раз на тот ассортимент, который обычно и связывают с секс-шопом — плетки, маски, фаллосы т.д. Правда, подобная пропорция – не общая для отрасли.

Вячеслав Костюченко уверяет, что изделия для садомазо дают до трети дохода его магазина – их надо просто уметь продавать. Предприниматель знает, о чем говорит: именно за счет «черной» комнаты с садомазо- и фетиш-атрибутикой его магазин «Три комнаты» увеличил в 2006-2008 годах продажи в четыре раза. А доходы стандартного секс-шопа в Германии, по словам директора компании «Грасс и Ко» Сергея Гриня, на 70% формируются благодаря порнофильмам – о таких показателях российским предпринимателям остается только мечтать.

Офлайн круче онлайна. Каков нынешний объем рынка столичных секс-шопов? По словам гендиректора крупнейшей в России сети интим-магазинов «Он и Она» Андрея Шарапкина, с 2005 по 2007 годы рынок рос на 30-35% в год, в 2007 году – на 25%, а в 2008 роста не было.

Сначала, в первой половине прошлого года, резко вздувшиеся цены на аренду увеличили стоимость входного билета на рынок почти вдвое, что отпугнуло потенциальных инвесторов, а во второй половине года свое слово сказал кризис. Он, кстати, подкосил прежде всего интернет-сегмент торговли интимными товарами – сегодня тот в глубокой коме. «Продажи там упали на 25-35%, и ситуация пока не улучшается», — говорит Андрей Шарапкин. Он объясняет это спецификой бизнеса: если порнофильмы люди еще готовы покупать в сети, то такие вещи, как, например, фаллосы или духи с феромонами – нет.

«Клиенты хотят потрогать, почувствовать, понюхать эти товары, — соглашается с коллегой Вячеслав Костюченко. — Разве можно это сделать в интернете?». Как бы то ни было, по словам Андрея Шарапкина, объем столичного рынка интим-товаров сегодня колеблется вокруг цифры в $30 млн.

Для сравнения: в одной только Германии ежегодно продается секс-изделий на сумму в 1,5 млрд евро. «А что тут скажешь – в Германии колоссальная культура секса, да и связь с уровнем жизни здесь прослеживается – фаллоимитаторы на последние деньги не покупают», — с оттенком грусти констатирует Андрей Шарапкин.

Кстати, вот уровень цен на самые ходовые товары (всего их ассортимент в крупных магазинах составляет примерно 2,5 тыс. наименований): фаллос – от 300 руб., вибратор — 0,8-3 тыс. руб., вагина с тремя режимами вибрации – 1,5-3,5 тыс. руб., резиновая женщина — 3-10 тыс. руб., резиновый мужчина – 5-13 тыс. руб., качественные аксессуары для садо-мазо – от 700-800 руб., а прибор с устрашающим названием «факинг-машина» (удовлетворяет женщину в позе наездницы) – 7-10 тыс. руб.

Производство. К слову, рост сетей секс-шопов дал активный толчок для развития «отечественному производителю», который все активнее замещает импортные интим-товары. Сегодня крупная сеть секс-шопов в среднем работает примерно с 20 дистрибуторами, из которых на долю российских компаний приходится 30-35%, в то время как еще года три назад этот показатель не превышал и 10%.

Хорошо в России получается делать фаллоимитаторы. Как сообщили «Ф.» в компании «Асткол-Альфа» (торговая марка «Сумерки богов»), изделия российского производства стоят в 3-5 раз дешевле импортных аналогов и не уступают им по качеству. Поэтому даже в кризис уже давно вошедший в городской фольклор Московский завод резиновых изделий на Краснобогатырской улице работает с полной загрузкой.

«Особенно много заказов идет из регионов, — говорит Андрей Шарапкин. – Иногда отправляем туда до 90% продукции». Всего под маркой «Сумерки богов» продаются порядка 20 фаллоимитаторов различных форм размером от 16 до 30 сантиметров, причем наибольшей популярностью пользуются 20-сантиметровые экземпляры.

«Добиться признания было непросто, — вспоминает Андрей Шарапкин. – В отличие от, например, американцев нам пришлось самостоятельно конструировать фаллосы. Там вся страна знает своих порногероев, поэтому ребята просто копируют гениталии известных персонажей».

По словам топ-менеджера, также хорошо продаются российские вакуумные массажеры и трусы с насадками. А вот сексуальное белье или, к примеру, кукол в России пока качественно делать не научились – в этих категориях безраздельно властвует импорт.

Подсадить на вибратор. Впрочем, несмотря на нынешний застой, владельцы секс-шопов уверены, что вскоре их ждет светлое будущее – по их общему мнению, к концу 2009 года объем этого специфического рынка вырастет как минимум на 20%. Рассвет должен начаться в начале июля, когда из самых проходных городских мест уйдут залы игровых автоматов. Тем более кризис снизил цену «входного билета» на рынок секс-шопов.

По словам Андрея Шарапкина, инвестиции в открытие небольшого магазина у метро в павильоне площадью 20-40 кв. м. сегодня потребуют 550-600 тыс. руб., и это вместе с товарным запасом стоимостью порядка 350 тыс. руб. При удачном стечении обстоятельств оборот подобной точки составит $5-15 тыс. в месяц. Разумеется, у потенциальных инвесторов есть вопрос: не возникнет ли при открытии секс-шопа проблем со столичными властями?

«Ну что вы, сейчас – не начало 90-ых, все современные люди, никто специально ставить палки в колеса не будет, — уверен Вячеслав Костюченко. – Хотя я все-таки советую провести, что называется, рекогносцировку близлежащей территории». В качестве примера предприниматель приводит ситуацию, в которой оказался сам. До кризиса он вложил порядка $100 тыс. в секс-шоп площадью 130 кв. м. с жизнеутверждающим названием «Оргия». Однако вскоре название пришлось снять, что негативно сказалось на активно проводящейся рекламной кампании.

«Дело в том, что мимо проезжала какая-то «шишка», увидела мою вывеску с «Оргией», и в результате префектура вынудила меня ее убрать, — рассказывает Вячеслав Костюченко. – Только потом я узнал, что неподалеку, на улице Заморенова, находится престижная школа, где учатся дети высоких чиновников».

К слову, «изгнание» игровых автоматов вкупе с упавшими ставками аренды делают гораздо более реальной осуществление «голубой мечты» владельцев секс-шопов – организации магазинов формата самообслуживания. В них можно будет посмотреть товары, не обращаясь к продавцу. «В этом плане образец для меня – магазин Good Vibrations в Сан-Франциско, где висит классное объявление — «Пожалуйста, трогайте, гладьте и включайте игрушки», — говорит Марат Тагиров. – Подобный формат торговли поможет людям преодолеть стеснение, а нам — резко увеличить обороты. Правда, для организации подобных магазинов нужно в 3-4 раза больше площади, чем для стандартного секс-шопа, но снижение арендных ставок во многом нивелирует эту проблему».

Особые надежды владельцы секс-шопов в ближайшем будущем связывают с женщинами. Если сегодня 60-70% посетителей российских интим-магазинов – это стремящиеся разнообразить свою сексуальную жизнь мужчины старше 30 лет, то в Европе столько же процентов от общего числа покупателей составляют женщины.

«Одна из главных наших целей – это подсадить российских женщин на вибраторы, избавить их от привычной пассивности и донести, что реализовывать свои сексуальные фантазии через посещение секс-шопов – это нормально, — комментирует попросивший не называть его имени совладелец крупной сети интим-магазинов. — А то куда это годится: во Франции на одну половозрелую женщину приходится 2,5 вибратора, в то время как в России этот показатель в 20-30 раз меньше».

По словам Андрея Шарапкина, он и дальше, несмотря на сложную ситуацию в экономике, будет инвестировать во фривольные магазины, так как оценивает число своих потенциальных клиентов в 5-10% москвичей.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments