На продаже музыки, скачиваемой через Интернет, в Британии в I квартале 2012г. впервые в истории удалось заработать больше, чем на реализации компакт-дисков и виниловых пластинок. Об этом сообщает Британская ассоциация звукозаписывающей индустрии.
В январе-марте 2012г. британцы потратили на покупку музыкальных записей 156 млн фунтов стерлингов. Больше половины этих денег (56%) были заплачены ими за музыкальные файлы, скачанные через Интернет. Количество проданных в Британии CD и пластинок сократилось за то же время на 15%.
По подсчетам экспертов Международной федерации звукозаписывающих компаний (International Federation of Phonographic Industry, IFPI), мировые доходы от продаж цифровой музыки выросли в 2011г. на 8% — до 5,2 млрд долл. В настоящий момент за счет Интернета музыкальная индустрия получает примерно треть своих доходов.
Согласно исследованию агентства J’son & Partners Consulting, наибольший вклад в развитие рынка цифровых продаж аудиоконтента через Интернет внес мультимедийный сервис Apple iTunes, через который с 2003г. было реализовано более 10 млрд единиц аудиофайлов. В 2011г. на долю Apple iTunes приходилось 70% всех загрузок музыки в США. Основными конкурентами Apple на рынке цифрового аудиоконтента являются компании Amazon, 7digital, HMV и Tesco.
Спрос на скачивание синглов, по данным IFPI, вырос за год на 11%, цифровых альбомов — на 24%, число пользователей, подписавшихся на музыкальные интернет-сервисы — на 65%, количество загрузок — на 17%.
В России продажи CD также быстро сокращаются. Один за другим закрывают свои магазины "Союз" и "Пурпурный легион", а в начале весны 2012г. от торговли аудио-CD отказалась торговая сеть "М.Видео". Однако у нас торговцы дисками не выдерживают конкуренции не с легальными сетевыми торговцами, а с пиратами, у которых можно бесплатно или дешево скачать практически любую музыку.
Доля России на общемировом рынке легального музыкального контента незначительна и составляет менее 1%. Основную часть (99%) занимают продажи мобильного контента — рингтонов и вообще мелодий для проигрывания на телефонах. По оценкам J’son & Partners Consulting, объем продаж музыки через мобильные каналы вырос по итогам 2011г. на 10% по сравнению с показателем 2010г.
"В перспективе до 2013г. на рынке цифрового аудиоконтента в России не ожидается активного роста. Объем продаж аудиоконтента через Интернет к 2013г. составит не более 3 млн USD при существующих барьерах. Перспективы оцениваются как умеренно оптимистичные", — отмечается в исследовании J’son & Partners Consulting.
Основными помехами для развития российского музыкального интернет-рынка эксперты называют доступность большого количества композиций на пиратских сайтах и торрент-трекерах, низкие доходы россиян и их боязнь пользоваться банковскими картами, совершая покупки в Сети.
Напомним, в мае 2012г. президент Российского союза правообладателей Никита Михалков и президент Авторского совета РАО, композитор Андрей Эшпай обратились в Госдуму с предложением обложить музыку в Рунете новым налогом. Владельцам сайтов в доменных зонах .ru и .рф придется выплачивать Российскому авторскому обществу вознаграждение за размещаемую на них музыку и иной авторский контент.
Как именно скажется на Рунете новый налог, пока не известно. В частности неясно, будут ли облагаться им официальные сайты музыкантов, на которых те нередко размещают для своих поклонников песни и клипы. Видимо, будут. Судя хотя бы по тому, что РАО не раз взыскивало (в том числе и через суд) с артистов деньги за исполнение ими собственных песен на своих же концертах. А если так, вполне возможно, что сразу после принятия новых правил все музыкальные сайты просто переедут с российских доменов на иностранные или же в зоны fm., .com и .pro.