Юрий Митин и Михаил Хомич рассуждают об истории провала гигантского онлайн-магазина. Несмотря на солидные инвестиции, основатели не подумали о банальных вещах, в результате план не сработал.
Юрий Митин, эксперт по инновационному предпринимательству:
Сегодня речь пойдет об одном из самых великих провалов эпохи кризиса доткомов — о сайте Boo.com. Дело началось в 1998 году, когда три шведа во главе с Эрнстом Мальмстеном решили создать мега-онлайн-магазин по продаже одежды. Деньги тогда на интернет не жалели. В сайт вбухали более 120 млн долларов. У компании были офисы по всему миру, включая Нью-Йорк и Лондон. Старт проекта впечатлил: попытка завоевать более 18 стран, бесплатная доставка и возврат товаров. Не забыли и про маркетинг: о сайте писали все модные журналы и говорили по ТВ. Но затем начались проблемы. Уже через три месяца пришлось сократить персонал, тогда это списали на сезонный фактор. Затем стали уходить основатели. Нарастали и жалобы потребителей: сайт быль слишком навороченный. Флеш, 3D-моделирование — и это в годы модемного интернета. Кроме того, не работала нормальная система логистики и планирования. Но главное, не сработала бизнес-модель — люди просто не были готовы покупать одежду в таком объеме.
Проект закрылся. Миллионы вложенных долларов вылетели в трубу.
В чем причина исторического провала?
Михаил Хомич, преподаватель экономики инноваций МГУ имени Ломоносова:
Во-первых, никто не написал нормальный бизнес-план. Во-вторых, не подумали о потребителе — сделали навороченный сайт. И плевать, что никто не загрузит изображения товаров. Но главное — создатели поспешили. Тогда бизнес-модель массовой онлайн-продажи одежды еще не работала. Сделайте нормальный бизнес-план. Ведь даже большие инвестиции не гарантируют успеха.