О тенденциях рынка стеллажного оборудования, соперничестве производителей за внимание розничных компаний и возможных сроках появления у российских ритейлеров «умной полки» и роботизированного склада Retailer.RU рассказывает Александр Космачков, управляющий службой продаж компании «Опытный завод «Микрон».
— Динамику рынка стеллажного оборудования определяет рост торговых сетей. В 2011 г., согласно данным Росстата, объем российского розничного рынка вырос на 7%. На сколько вырос рынок торгового оборудования?
— В 2011 г. рынок вырос примерно на 25% и составил 32 млрд руб. Из них 15 млрд руб. приходится на торговые стеллажи и 17 млрд руб. — на складские стеллажи. В 2012 г., если экономика будет стабильна, темпы, по нашей оценке, не замедлятся. Приблизительная точка насыщения рынка наступит в 2017 г.
— «Микрон» растет быстрее рынка?
— Мы не отстаем от заданной динамики рынка, так как конкуренция тоже сильно подстегивает. В 2011 г. наш оборот увеличился на 25,6%, благодаря чему «Микрон» занял около 11% рынка торговых стеллажей и 4% рынка складских стеллажей. В 2012 г. рассчитываем сохранить темпы и долю рынка. Кроме того, чтобы оптимизировать бизнес-процессы и выйти на заданный уровень продаж, завод разработал и внедрил ERP «Производственная Система Микрона».
— Российские ритейлеры предпочитают использовать в своих магазинах и складах оборудование отечественных или зарубежных производителей?
— Еще несколько лет назад ритейлеры преимущественно покупали для своих магазинов и складов продукцию в Турции, Германии, Италии, Латвии и Польше, но последние два года товар отечественных компаний стал замещать импорт. Сегодня 75% закупленного ритейлерами стеллажного торгового и складского оборудования приходится на долю российских производителей.
Выбор розничных сетей понятен: наше оборудование не уступает импортным аналогам, но его стоимость ниже в 1,5 раза за счет экономии издержек на дистрибуцию, таможенную очистку, более низкой стоимости энергоносителей, сырья, рабочей силы. Лидерами среди производителей торговых стеллажей являются компании «ОЗ «Микрон», «Кифато МК», ПО «Витрина», «КС-Русь», «Модерн-экспо», КЗМИ. Среди складских стеллажей — компании «ОЗ «Микрон», «Кифато», Solos, «Контур С», «Полиметалл», «Склад-интерьер», «ДикКом», «Максстор».
— Наблюдаете ли вы усиление конкуренции? Как производители стеллажей стремятся убедить ритейлера, покупать именно у них?
— Усиление конкуренции присутствует, как и в любом развитом и перспективном бизнесе. Основное оружие в этой борьбе — ценовые войны, постоянная работа над качеством и сокращением сроков поставки. Поэтому производители развивают и наращивают свои мощности, автоматизируют бизнес-процессы, повышают свою эффективность. Новых крупных игроков на рынке не появляется, так как им тяжело выдерживать конкуренцию с существующими компаниями. Есть иностранные компании, которые переносят свои производства в Россию с целью удешевить свою продукцию (к примеру, La Fortezza, Mago), но в целом доля зарубежного оборудования сокращается.
— Ритейлеры стремятся к оптимизации инвестиций, поэтому предпочитают работать с производителем оборудования напрямую. Производители отвечают взаимностью?
— Отвечают. К примеру, «Микрон» ведет прямые поставки в крупные компании — на них приходится 70% наших продаж. Но мы начинаем и с небольшими сетями работать напрямую, поэтому доля поставок через дистрибьюторов постепенно сокращается.
— Производители оборудования, работая напрямую с ритейлерами, также оказывают услуги по проектированию и монтажу стеллажей. Зарабатывают ли производители на этом, или это скорее способ завоевать лояльности клиента?
— На сервисах производитель оборудования не зарабатывает. Но услуги по проектированию и монтажу зачастую являются обязательным условием сотрудничества с розничной сетью. Само по себе наличие такого сервиса — это возможность получить клиента, качество услуги — способ сохранить его. У «Микрона» филиалы сервисной службы находятся в Москве, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Челябинске и Самаре. Это позволяет оперативно реагировать на запросы клиентов и обеспечивает проведение монтажных работ на всей территории России. Но доля услуг в обороте незначительна — всего лишь около 5%. Роста этой доли в среднесрочной перспективе мы не прогнозируем.
— Появилось ли на рынке стеллажного оборудования за последние годы что-то принципиально новое? Например, западные ритейлеры уже используют технологии «умной полки», которая отправляет сигнал о том, какие товары с нее забрал покупатель, и полки с электронными ценниками? Когда такое оборудование появится в России?
— Мы также разрабатываем нестандартное оборудование для наших стратегических и постоянных партнеров. Но конкретные решения — это коммерческая тайна. Что касается перспективных технологий, мы совместно с нашими розничными партнерами работаем над проектом «умная полка» и созданием роботизированных складов. Мы уже разработали тестовые образцы. Примерно через год, когда завершится тестирование и проект будет внедрен, мы будем готовы серийно производить такое оборудование.
* На правах рекламы