Алексей Морозов, директор по развитию Run Retail:
В преддверии нового 2013 г. я проводил аналитику розничных сетей, преимущественно FMCG-ритейла, и был, мягко говоря, обескуражен.
Основой для анализа сетей я выбрал ТОП-рейтинги от retailer.ru и аналитику от INFOLine. В обоих случаях данные ограничивались открытыми источниками и покрывали в основном региональные и межрегиональные топовые сети. Не увидев данных по многим игрокам рынка, я выделил неделю чистого времени и собрал детальную аналитику еще по 200 средним FMCG-сетям России, имеющим в своем составе от 10-20 до 150 магазинов разного формата. А это, кстати, большая аудитория Retailer.RU.
Итак, вот картина, которая у меня сложилась.
Рассмотрим два примера:
Инновации – заложники политики сети
Редкие федеральные сети действительно ставят ИТ-инновации во главу угла и внедряют в массы. Большинство крупных и средних ритейлеров имеют финансовые и материально-технические средства, которые могут направить на изучение, опытное внедрение и эксплуатацию новинок в ИТ-оборудовании, ПО, процессах и пр. На деле же инновации находятся в плену политики сети, что отчасти подтверждает в статье «Правило Алисы» Сергей Козырь, ИТ-директор «О’Кей».
Более 10 лет опыта работы в сетевом ритейле на позициях директора по ИТ и бизнес-процессам говорят мне, что именно от политики торговой сети и цели собственников зависит, будут ли внедрены инновации!
Теймур Штернлиб, директор по ИТ X5 Retail Group, в 2008 г. комментируя выбор SAP для X5 отметил два факта: “в случае с SAP конечный результат – понятие довольно эфемерное. Все-таки SAP – это на всю жизнь”. Средняя торговая сеть не может ставить на столь длительное время под удар свой бизнес, верным выбором будет качественное программное решение, созданное для централизованного управления процессами именно торговых сетей.
Кроме того, не могу разделить позицию Андрея Орлова, директора по IT «Рив Гош», о том, что для инноваций всегда нужны серьезные вложения денег. Возьмите поддержку от Ваших партнеров! Да! Это просто! Так, Run Retail всегда интересные технологичные новшества реализует для своих партнеров бесплатно.
Погоня на дрезине за имиджевой модой!
Для меня, ИТ-менеджера, выросшего из розничных сетей, было удивительно обнаружить, что до сих пор большинство российских средних сетей внедряют имиджевые инновации, направленные на покупателя: красочный web-сайт, хостящийся на «облаках» со 100% параметром uptime, ребусную маркетинговую акцию по розыгрышу холодильника… И одновременно пытаются на дрезине неоптимального процессного управления догнать локомотив, увозящий всю прибыль в бездну издержек! Какое там правило «Алисы»…
Полностью поддержу Сергея Федоринова, генерального директора компании «Юлмарт»! В погоне за модными дорогими решениями, мы зачастую забываем о простом: никакая мода не будет работать без выстроенных процессов управления. Возьмите из решений Run Retail готовые процессы подходящие Вам, адаптируйте. Сделайте свою сеть технологичней и прибыльней, это будет верным шагом Вашей «Алисы».
Неоптимальное процессное управление существует в двух случаях:
— автоматизация управления торговлей отсутствует (есть только налоговая отчетность у бухгалтера в офисе). Мои исследования показали, что не только в регионах, но и в обеих столицах так работает каждая пятая сеть!
— технологичных и функциональных возможностей автоматизации недостаточно не то что для реального развития, но и для текущей работы. Я не говорю про возможные неточности в “софте” – ошибки есть и в системах управления авиалайнеров, из-за которых последние падают, – я говорю про ситуацию, когда программное обеспечение банально «не может» тогда, когда надо.
Почему так? Распространенная ошибка выбора!
Основная ошибка, которую неосознанно совершает сеть, выбирая пакет для автоматизации — выбор программного обеспечения, несоответствующего целевому использованию.
Специалисты сети зачастую выбирают бренд «на слуху» и чтобы было «подешевле». К сожалению, «дешевые лицензии» несоответствующего своей цели ПО, потом будут отбиты не просто за Ваш счет консультантами и программистами, а даже за счет Вашего бизнеса… минусовыми показателями.
Да, я езжу на джипе, как декларируют дилеры. Несмотря на раскрученную рекламу с фотографиями измазанной грязью машины, перед покупкой я детально изучил все возможности и стоимость владения. В итоге, я езжу на недорогом джипе в городе и на дачу (на слуху и дешево). А вот на успешном бизнесе под названием «ралли Париж-Дакар» ездят другие, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ, джипы. Остальные паркетные джипы там «не могут».
Среднему ритейлеру на 2013 г. можно поставить простой план инновационного развития – выбрать и внедрить специализированную успешную ИТ-систему для своего бизнеса. А какую цель Вы поставили своему бизнесу? Не станьте заложником старых технологий. Будьте дальновидны! Ваш бизнес этого стоит, он ответит Вам умноженной прибылью!
* На правах рекламы