Индийская мебель, украшения и текстиль давно снискать себе поклонников во всем мире, однако финансовый кризис серьезно подорвал позиции ремесленного производства в стране. Помимо снижения спроса на мировом рынке, индийским производителям все больше угрожает конкуренция со стороны Китая, сумевшего поставить аналогичное производство на конвейер.

Мировой финансовый кризис не прошел незамеченным, пожалуй, ни в одной стране. Правда, пережить его все сумели по-разному. Одним из наименее пострадавших государств в этом отношении стала Индия, удержавшая темпы экономического роста на стабильно высоком уровне. Вместе с тем, глобальная рецессия нанесла сокрушительный удар по местному экспортоориентированному бизнесу. Так, в течение 2008 года темпы роста экспорта сократились с 26,4% до всего лишь 7,9%, а в 2009 году даже ушли в минус (-12,5%). На этом фоне экономика страны выстояла исключительно за счет относительно невысокой доли экспорта в структуре домашнего ВВП.

Индийский экспорт

«Если у Китая доля экспорта в ВВП в 2008 году составляла 35%, то у Индии — лишь 24%. Поэтому сокращение импорта со стороны США стало серьезной проблемой для Китая, в то время как Индия оказалась защищена от подобного. Частное внутреннее потребление в Индии составляет 57% ВВП, а в Китае — лишь 35%. В результате, доверие индийских потребителей в кризис не упало, и экономика осталась в норме. Внутренний спрос — главная страховка Индии от кризисов», — пояснил РБК daily начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Грандис Капитал» Денис Барабанов.

Тем не менее, не все индийские экспортеры сумели в одночасье переориентироваться на внутренний рынок. Ярким примером здесь может служить производство ремесленных товаров, до сих пор остающееся жизненно важным сектором индийской экономики. В нем занято около 7 млн местных жителей, работающих в тысячах предприятий малого бизнеса.

Ежегодный товарооборот ремесленной продукции Индии составляет сейчас около 2 млрд долл., причем подавляющая его часть приходится на экспорт. В 2009 году ремесленные товары заняли долю в 1,03% от общего объема экспорта Индии (стоит отметить, что еще в 1998 году этот показатель достигал примерно 4,5%). С 2007 года объем экспорта подобной продукции снизился на 48%. Столь существенное сокращение производства грозило оставить без средств к существованию миллионы людей, однако многие из них сумели найти временную работу в строительном секторе благодаря предпринимаемым властями Индии мерам по стимулированию экономики.

Спасти индийские ремесла и не оставить без работы миллионы людей — главная задача Совета по продвижению ремесленных товаров (EPCH) при Министерстве текстиля Индии. Под его эгидой, в частности, дважды в год проходит Выставка ремесленных товаров и сувениров в Нью-Дели, на которой тысячи бизнесменов со всего мира заключают сделки и находят новых поставщиков. Тридцатая юбилейная выставка прошла осенью этого года.

Китайская подделка

Дополнительное давление на представителей сектора многие годы оказывает жесткая конкуренция со стороны Китая, где аналогичные товары производятся преимущественно заводским способом, а не вручную. Это уже привело к потере индийскими ремесленниками значительной доли мирового рынка. На сегодняшний день на них приходится лишь 2% от его совокупного объема, тогда, как Китаю принадлежит уже около 30%. Для сравнения, еще в 2002 году доля Индии достигала 10%.

Пытаясь противостоять могущественному конкуренту, индийские власти активно продвигают свою продукцию во многих странах мира — организовывают выставки и помогают мелкому бизнесу наладить отношения с экспортерами.

Ставка на Европу и Америку

Основной упор в деятельности Совета направлен сейчас на продвижение индийских ремесленных товаров на рынках Восточной Европы и Латинской Америки, так как большая часть продаж ремесленной продукции пока что сосредоточена в США (28,55%), Великобритании (10,64%) и Германии (8,98%).

Доля России пока ничтожно мала, чему российские бизнесмены находят простое объяснение. Основные трудности сосредоточены вокруг российской таможни. В результате постоянных бюрократических проволочек и длительных задержек при оформлении документов себестоимость импортируемой продукции возрастает в разы. «Порой мы можем биться за оформление документов по несколько месяцев, а все это время нужно платить за контейнер и нести другие расходы», — рассказала РБК daily импортер индийской ремесленной продукции из Москвы Ольга. Она отмечает, что количество бизнесменов из России, регулярно посещающих выставку, лишь снижается — постоянно сужающийся размер маржи делает бизнес все менее выгодным.

«Не стоит забывать и об особенностях местной практики ведения дел, — добавляет Ольга, — с производителями нужно держать ухо в остро, иначе больше половины доставленной продукции, в итоге, придется выбрасывать из-за брака».

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, местные обычаи и особенности, а также растущую конкуренцию со стороны других государств, индийская отрасль ремесленных товаров все же сумела доказать свою жизнестойкость в условиях кризиса. Это можно подтвердить наметившимся ростом продаж по сравнению с прошлым годом (+12%). По оценкам представителей EPCH, вернуться на докризисный уровень отрасль сможет уже в течение 2-3 лет.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments