Уже больше полугода российский бизнес вынужденно перестраивает процессы и переходит на отечественные продукты — это касается в том числе IT-инфраструктуры. Мы решили разобраться, что предпринимают ведущие российские торговые сети для замещения ушедших с рынка зарубежных IT-решений. Рассказываем о решениях ключевых компаний из сегмента Fashion.

Российский fashion-сегмент с февраля 2022 года претерпел серьёзные структурные изменения: страну покинули мировые лидеры — Inditex, Marks & Spencer, Prada, Hermes, Kering, LVMH, Chanel и другие зарубежные бренды. На этом фоне российские компании уже полгода строят планы по переделу рынка — правда, пока рассчитывают захватить лишь половину к 2030 году.

Как и другие сегменты, fashion-ритейл оказался уязвим к проблемам с работоспособностью и поддержкой зарубежных IT-решений после февраля. При этом — с учётом того, что на рынке остались в основном российские компании, уже так или иначе имевшие дело с процессами импортозамещения после 2014 года — в целом, fashion-ритейлеры не испытали критичных проблем с IT-инфраструктурой.

OR Group

Бывшая «Обувь России» давно переводит IT-архитектуру на отечественные решения. Это RETAILER.ru подтвердили в компании.

«Наша компания еще с 2014 года взяла курс на импортозамещение в сфере используемого программного обеспечения, поэтому мы по максимуму используем либо отечественное ПО, либо собственные разработки, либо ПО с открытым кодом. Так, в 2020–2021 годах мы реализовывали наш проект платформы для поставщиков “Продаем”, для этого создали программный модуль, который является собственной разработкой компании на базе программных продуктов 1С. Для наших задач это решение вполне подошло. Поэтому с точки зрения технологий и IT-решений санкции на нас мало повлияли», — рассказали RETAILER.ru в пресс-службе OR Group.

Ещё в середине 2010-х компания начала процесс перевода серверной инфраструктуры на российские технологии. В 2016 году OR Group запустила на Дальнем Востоке IT-инфраструктуру на базе технологии микроЦОД DataStone российского производителя «Утилекс», позже решение собирались масштабировать на другие ЦОД в Москве и Новосибирске. Впрочем, если верить публикациям в СМИ, для запуска ЦОД в Москве OR Group использовала уже решение от Hewlett-Packard.

Кроме того, в компании экспериментируют с актуальными технологиями. Так, ещё в 2018 году OR Group начала использовать блокчейн: на базе этой технологии работает защита персональных данных платформы для сопровождения финансовых сервисов «Рассрочка 2.0». Решение интегрировано с ERP-системой на базе 1С; кроме самой услуги рассрочки, блокчейн используют в работе входящей в OR Group микрофинансовой организации. В компании даже вели речь о создании собственной криптовалюты — но позже идею отложили на дальнюю полку, в том числе из-за несформированной позиции государства по этому вопросу.

В компании уверены, что значение IT в ритейле будет только расти со временем, а доля отечественного ПО, решений собственной разработки и программного обеспечения с открытым кодом — увеличиваться с учётом текущих условий. «На наш взгляд, необходимо создавать отечественные платформы и решения, которые по производительности сопоставимы с SAP, Oracle и подобными системами. Тогда у крупных розничных компаний, проектов в e-commerce будет возможность безболезненно перейти на российские аналоги. Также нужны разработки в сфере мобильных технологий, создание микросервисов, приложений и т.д., которые позволяют автоматизировать различные бизнес-процессы», — прокомментировали RETAILER.ru в пресс-службе OR Group своё видение будущего отрасли.

Zenden

Глава компании Zenden Андрей Павлов утверждает, что компания «уже 25 лет работает на отечественном ПО и никаких проблем не испытывает». По словам Павлова, основная программа в компании — «1С со множеством собственных доработок, которые идут в режиме реального времени в зависимости от изменений на рынке». Также компания использует маркетинговые программы российской разработки, и работать с ними «очень легко», утверждает бизнесмен.

Косвенно его слова подтверждают связанные с темой IT новости про Zenden. В последние годы компания реализовала как минимум несколько проектов на отечественных, в том числе собственных, технологиях. Например, в 2019 году ритейлер внедрил систему учёта рабочего времени сотрудников, представляющую собой систему распознавания лиц от российской VisionLabs с самописным «фронтом» на «Битрикс 24», которая хранит данные сотрудников в облаке «Яндекса» — далее систему интегрировали с российским же решением для автоматизации планирования рабочих графиков от Verme. В последние годы IT-кейсы Zenden часто обсуждались на профильных ресурсах и даже получали отраслевые премии.

«Л’Этуаль»

Сеть «Л’Этуаль» после февраля 2022-го очень активно взялась перестраивать бизнес. Так, уже в мае компания заявила, что переведёт интернет-магазин на модель маркетплейса, чтобы торговать товарами, ввезёнными по параллельному импорту, а в конце июля объявила о создании отдельной IT-компании «Летутех».

Новая компания займётся импортозамещением иностранного программного обеспечения, и уже в первый год «Летутех» планирует создать новую сервисную архитектуру, которая минимизирует зависимость от иностранного ПО. Разработки компании рассчитывают внедрить во все сферы бизнеса «Л’Этуаль» — ecom, розничная сеть, логистика, финансы, маркетинг. Отдельный акцент сделают на HR-бренде «Летутех» — в частности, компания намерена активно нанимать новых IT-специалистов, утверждают в пресс-службе. Сейчас в компании уже работают более 500 человек.

С помощью «Летутех» «Л’Этуаль» пытается попасть в реестр IT-компаний для получения льгот от государства, писал в июле Forbes. Так делают многие: например, отдельные IT-компании зарегистрировали сеть «Петрович», производитель колбас «Дымов», а также крупнейшие игроки — «Сбер», «Тинькофф», РЖД, «Рольф» и другие. Впрочем, реестр IT-компаний активно чистят — так, только в августе Минцифры исключило из него более 400 непрофильных компаний. «Л’Этуаль» пока остаётся в списке.

Lamoda

Lamoda — изначально высокотехнологичный бизнес, завязанный на мощную IT-основу. Сейчас в технологическом подразделении компании работают 450 инженеров и развиваются более сотни внутренних систем, которыми пользуются в том числе партнёры ритейлера. В Lamoda используют, по собственным словам, «абсолютный зоопарк технологий и систем», среди них сложно выделить набор чисто российских решений.

В 2021 году Lamoda заявила о планах удвоить число IT-специалистов в компании и начала масштабный найм работников. Но после февраля 2022-го головная компания ритейлера — Global Fashion Group — объявила о приостановке инвестиций в развитие Lamoda, в том числе о прекращении строительства второго склада маркетплейса, и о переориентации на скорейшую окупаемость проекта. После этого компания не сообщала о планах по импортозамещению IT-инфраструктуры или об иных значимых действиях в этом направлении. На запрос RETAILER.ru в компании не ответили.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.