Критерии, определяющие фактический статус товара в регионе Таможенного союза (ТС), требуют уточнения. Особенно в части товаров, производимых в особых экономических зонах (ОЭЗ) стран ТС.
Поскольку многие из этих товаров по своей "начинке" фактически являются иностранными. Решение этих вопросов требует дальнейшего сближения условий экономической деятельности в ОЭЗ стран Таможенного союза. Таковы основные рекомендации недавней конференции "Вопросы определения статуса товара, изготовленного в ОЭЗ".
Точное определение статуса товара важно и для бизнеса, и для потребителя. "Точное определение статуса происхождения товара, производимого в особых экономических зонах в странах Таможенного союза, — пояснил "РБГ" вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров, — важно для производителей прежде всего потому, что если этот товар признан отечественным, тогда не требуется уплачивать таможенную пошлину при его поступлении на рынок стран ТС. В этом случае дополнительных издержек не будет не только у производителя, но и у потребителя. Так как в конечную цену данного товара не будет заложена таможенная пошлина".
Возникают и другие разночтения в этой сфере. Так, арбитражные органы стран ТС неоднократно признавали, что рыбная продукция, произведенная, например, на российском рыболовном судне за пределами территории ТС — из улова вне территории ТС — является иностранным товаром. Потому он может помещаться под процедуру экспорта и вывозиться с уплатой таможенной пошлины.
По экспертным оценкам, до 20-25% всего объема товаров и услуг, производимых в ОЭЗ стран ТС, ввиду высокой доли в их производстве иностранных хозяйствующих субъектов, не могут считаться национальными или "трехсторонними" (российско-белорусско-казахстанскими). Но это обусловлено, помимо всего прочего, и имеющимися различиями в условиях работы ОЭЗ стран Таможенного союза.
В белорусских и казахстанских ОЭЗ суммарная налоговая нагрузка, по оценкам экспертов, минимум на 10% ниже, чем в российских. Кроме того, в ОЭЗ Беларуси и Казахстана действуют менее "громоздкие", в сравнении с российскими ОЭЗ, условия ввоза, а также экспорта товаров и услуг. Эти факторы, как отмечалось в ходе форума, способствуют более активному привлечению не только импорта, но и иностранных резидентов в белорусские и казахстанские ОЭЗ. Как следствие, из ОЭЗ других стран Таможенного союза растут поставки фактически иностранной продукции. То есть продукции, где доля иностранных компонентов нередко превышает 50, а то и 60%.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Александр Рыбаков предложил выработать, вместе с коллегами из других стран Таможенного союза, подробные критерии, уточняющие национальный статус товара в регионе ТС и, соответственно, страну происхождения товаров.